Катастрофа в заливе окутана завесой тайны

25.06.2007, 19:42

Расследование авиакатастрофы в Финском заливе идет сразу по трем направлениям. Точная причина крушения вертолета Ас-355 пока не выяснена.

Расследование авиакатастрофы в Финском заливе идет сразу по трем направлениям. Точная причина крушения вертолета Ас-355 пока не выяснена.

Прокуратура возбудила уголовное дело по статье 263 УК: «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека».

В больницах остаются трое участников рокового рейса. 26-летняя девушка получила серьезные травмы головы и спины, мужчина — сотрясение головного мозга. Оба пассажира доставлены в одну из частных клиник. Второй пилот с ушибом грудной клетки находится в 26-й горбольнице. У летчика множественные переломы и ушибы.

Корреспондент НТВ Илья Федосов встретился со специалистами и изучил возможные причины трагедии.

Погодные условия, техническая неисправность и человеческий фактор — три возможных причины любого ЧП на воздушном транспорте.

Метеослужба военного аэродрома Прибылово, находящегося недалеко от места падения вертолета, сообщила, что на момент трагедии условия были, по авиационным меркам, идеальные: ветер 2–4 метра в секунду, видимость — 10 тысяч метров.

В пользу человеческого фактора как причины катастрофы косвенно свидетельствовала атмосфера таинственности, которая окружает обстоятельства ЧП.

Представители «Балтийских авиалиний» не только не смогли объяснить, каким образом вертолет оказался примерно в сотне километров от заявленного маршрута, но и вообще отказались от каких-либо комментариев. С прессой на месте происшествия общались спасатели МЧС.

Владимир Богородский, первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Ленобласти: «Я могу сказать одно: это был служебный полет по производству каких-то служебных задач. Это коммерческая тайна той фирмы, которая заказывала данный полет».

По свидетельству очевидцев, происходящее было похоже на развлекательное корпоративное мероприятие. Сразу возникли предположения, что вертолетом управлял кто-то из пассажиров, вероятно, будучи в нетрезвом состоянии.

Но в распоряжении следствия есть видеодоказательства того, что машину вел летчик со стажем. Взлет был уверенным, с минимальным скольжением при развороте.

Тот, кто хотя бы раз пытался управлять вертолетом, знает, что у человека без опыта машина в этот момент сразу начинает «гулять» вокруг собственной оси. Затем наступает горизонтальный полет, внезапная и резкая «горка» с потерей скорости, потеря высоты и попытка экипажа вывести вертолет из пикирования.

Достоверно узнать, что происходило на борту вертолета в последние секунды перед авиакатастрофой, сейчас невозможно. Но зато можно смоделировать ситуацию на специальном вертолетном тренажере категории «D».

По просьбе НТВ эксперимент на тренажере провел пилот-инструктор с 40-летним стажем. Он же и пояснил, что происходит в том случае, если по каким-то причинам экипаж вертолета при выполнении резкого маневра теряет контроль за высотой

Евгений Абакумов пилот-инструктор: «Мы взлетаем с прибрежной кромки. У нас не очень энергичный разгон. Набор высоты практически отсутствует. При скорости 130 километров в час и на высоте в 20 метров можно энергично взять ручку на себя. И в этом положении вертолет врезается в воду. Все. Катастрофа произошла».

При падении удар пришелся на ту сторону кабины, где сидит командир экипажа. Пилот Андрей Кутузов скончался в результате черепно-мозговой травмы.

По свидетельству многих летчиков, это был очень дисциплинированный пилот с огромным опытом работы. Поэтому наиболее правдоподобной выглядит версия о технической неисправности. Этой же точки зрения придерживается и известный пилот Вадим Базыкин.

Вадим Базыкин, заслуженный пилот РФ: «Я полагаю, что произошел отказ управления. Потому при отказе первого двигателя второй выполняет все функции. Там был редуктор, ломаться нечему. Сама машина выполнена просто и гениально. Поэтому я думаю, что был отказ управления».

Ас-355 считается надежным современным вертолетом. Даже при внезапном отключении двигателя у экипажа есть возможность безопасно посадить летательный аппарат.

Сейчас следователи пытаются выяснить, что стало причиной резкого набора высоты, после которого и произошла катастрофа.

Читайте также