Диктатор поплатится за Курдскую Хиросиму

24.06.2007, 16:11

Видео программы «Сегодня»

Накануне оглашения приговора Химическому Али многие курды заготовили аккумуляторы, чтобы из-за перебоев с электричеством не пропустить трансляцию.

В Ираке военный трибунал признал двоюродного брата Саддама Хусейна ответственным за гибель десятков тысяч курдов. Али Хасан аль-Маджид за специфические методы массового устранения получил прозвище Химический Али (он уничтожал всех, кто был неугоден режиму Саддама).

Судя по всему, осужденный закончит свои дни на эшафоте. Послужной список Химического Али восстановил корреспондент НТВ Андрей Мельников.

Март 1988 года. В Халабдже рвутся снаряды и бомбы, начиненные адской смесью зарина и перечного газа. Химическая атака проводится под командованием двоюродного брата Саддама Хусейна Али Хасана аль-Маджида.

Жители города пытаются спастись бегством, но отравляющие вещества вызывают остановку дыхания. В результате улицы усеялись человеческими телами. Погибали даже, кто прятался в подвалах — смертоносная отрава тяжелее воздуха, она проникает в любое убежище.

После этой трагедии аль-Маджид получил прозвище Химический Али, а Халабджу стали называть Курдской Хиросимой. До сих пор здесь часто рождаются дети с врожденными дефектами, очень высок уровень раковых заболеваний и бесплодия у женщин.

Судьбу Халабджи разделили и другие города и деревни иракского Курдистана. В соответствии с планом операции «Аль-Анфаль», курдские поселения на севере страны подлежали полному уничтожению.

Это был тактика выжженной земли. За семь месяцев жертвами геноцида стали около 180 тысяч курдов. Те, кто выжил, давно мечтали о возмездии.

Житель Халабджи: «Жители Халабджи требуют, чтобы суд вынес Химическому Али смертный приговор».

Накануне сегодняшнего заседания Высшего трибунала в Багдаде многие курды заготовили аккумуляторы, чтобы в случае перебоев с электричеством не пропустить телевизионную трансляцию. Суд оправдал их ожидания.

Али Хасан аль-Маджид, главный обвиняемый по делу о репрессиях в отношении курдского населения Ирака, приговорен к повешению. Во время слушаний он сам и его защитники пытались оправдать свои поступки.

Осужденные окаянно доказывали, что карательная операция против курдов была необходима, поскольку курдские повстанцы поддержали Иран в ирано-иракской войне и пытались расколоть страну. Аль-Маджид так и не признал, что отдавал приказы о применении химического оружия.

Высшая мера наказания вынесена также в отношении бывшего министра обороны и командующего одной из армейских бригад. Двое бывших руководителей спецслужб осуждены на пожизненное заключение. Бывший губернатор Мосула освобожден за недостатком улик.