Исторический танк освободили из водного плена

19.06.2007, 13:11

В Ленинградской области со дна Невы достали колесно-гусеничный танк БТ-5. Боевая машина военного времени пополнит коллекцию музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

В Ленинградской области со дна Невы достали колесно-гусеничный танк БТ-5. Созданный в 30-е годы, его применяли в боях Великой Отечественной войны в районе знаменитого Невского пятачка. И это неудивительно: ведь боевая машина могла проехать 50 километров в час на гусеницах и 70 километров на колесах.

В подъеме уникального экспоната для музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» принял участие корреспондент НТВ Илья Федосов.

«Да, у нас этих танков в Неве сколько хочешь», — говорят приезжим жители города Кировска Ленинградской области. Специалисты по поиску подтверждают: «Да, это так».

Сейчас достоверно известно минимум о четырех боевых машинах, которые лежат на дне небольшого участка реки, там, где советские войска переправлялись на знаменитый Невский пятачок.

Начать решили с самого легкого 12-тонного танка БТ-5. Три дня проведению операции мешал ураганный ветер, и, наконец, наступил штиль. Водолаз спустился, застропил груз, кран начал выбирать трос, все замолчали и сосредоточились.

«Вот он, малыш-красавец», — выдохнули все, кто наблюдал за подъемом. Малыш, потому, что всего пять метров длиной. Красавец, поскольку представляет собой идеальный образец военного дизайна 30-х годов.

«Броня крепка и танки наши быстры», «Три танкиста, три веселых друга» — все это пели про танк БТ-5. Его сделали гусенично-колесным для того, чтобы быстро наступать по европейским дорогам. На таких машинах воевали в Испании и Монголии. Да и этот конкретный танк, до того, как в 41-м утонуть в Неве, повидал многое.

Айвар Степанов, руководитель водолазных работ: «У него очень потертая резина. Думаю, что он немало отходил с середины 30-х годов. Может быть, участвовал в боевых действиях на Халкин-Голе».

У сорвавшихся на палубе танк вызвал живейший интерес. Журналисты и рабочие плавкрана заглядывали в люк и по мере возможности трогали отогнутые железки. На радостях даже как-то забыли про сохранившийся боекомплект: несколько десятков снарядов и пару сотен патронов.

Выяснилось, что танк затонул пустым, без экипажа. «Машина в отличном состоянии», — заявили специалисты. Опускаясь на дно, танк сделал полный оборот и встал на гусеницы. Повреждения оказались минимальны. Осталось навести только внешний лоск, чем все и занялись прямо на палубе плавкрана.

На заводе в Шлиссельбурге из танка вынут снаряды и патроны, очистят от ржавчины и покрасят. БТ-5 станет жемчужиной собрания музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».

Вся техника, затонувшая у Невского пятачка, выпущена в 30-е годы и считается раритетной. «Такой коллекции нет даже в Москве», — с гордостью говорят в музее, и добавляют: «А в Неве у нас еще этих танков полным-полно».

Читайте также