«Документа» преобразила фонтан «Дружба народов»

16.06.2007, 21:14

Видео программы «Сегодня»

Провинциальный и тихий немецкий город Кассель приковал к себе всеобщее внимание. Там открылась «Документа» — одна из главнейших в мире выставок современного искусства.

Провинциальный и тихий немецкий город Кассель приковал к себе всеобщее внимание. Там открылась «Документа» — одна из главнейших в мире выставок современного искусства. Она считается одной из старейших в Европе, хотя проводится всего 12-й раз.

Главный конкурент Венецианской биеннале проходит не раз в два года, а раз в пять лет, и делает ставку на неизвестные имена, передает НТВ.

В отличие от прошлой экспозиции, на этот раз в Кассель позвали художников из России. Корреспондент НТВ Андрей Шилов наблюдал за стартом 100-дневного выставочного марафона и даже обнаружил в одном из залов преобразившийся московский фонтан «Дружба народов».

Искусство на «Документе» играет, растет, вылезает из выставочных залов и смешивается с толпой. На родине сказок братьев Гримм китайский проект «Сказка» — это тысяча и один стул и тысяча и один китаец, впервые выехавшие за рубеж. Все вместе они — экспонаты престижной выставки.

Участник выставки: «У каждого из нас есть браслет. Мы сохраняем в нем фотографии. Тут есть специальный порт, и на флэш-памяти мы сохраняем все, что сфотографировали за день. Потом наши впечатления соберут вместе».

Крестьяне, полицейские и студенты глазеют на нас, а мы — на них. Россиянам легко понять этот проект, ведь не так давно они сами ходили по Европе, как по музею.

Зинедин Зидан на Чемпионате мира вряд ли думал, что станет экспонатом. Но футбольный финал «снимали» художники, и теперь на 15 экранах идет настоящая и компьютерная игра, график эмоций тренеров и подглядывание камер безопасности.

Харун Фароцкий, художник: «На этих экранах можно увидеть, как современный человек понимает образы. Это скоро станет частью образной культуры телевещания».

Переходя из зала в зал, натыкаешься на произведение американской художницы Триши Браун «Пол-леса». Еще одно исследование на тему «Где кончается искусство и дышит почвою судьба».

«Документа» не ограничивается темой, страной или именем. Здесь задают вопросы, и влиятельность выставки становится ясной тогда, когда публика на них отвечает.

Марат Гельман, галерист: «„Документа“ показывает, что искусство может быть и просто развлечением. Выставка дает понять, что искусство — это осмысление, метафора жизни».

Грузовик «Фантом» — такой, как описывали американские власти, оправдывая войну в Ираке. В грузовике Саддам вроде бы перевозил биологическое оружие. Это уже потом выяснилось, что оружия не было — вот и фантом.

Рядом с автомобильной техникой расположился фонтан «Дружба народов». Место в центре, где должны быть вода, посыпано чем-то белым.

Организатор выставки: «Сюда часто заглядывают, хотя в эту зону входить нельзя. Там внутри бумажки висят, и людям хочется прочесть надписи».

А на бумажках написано: «Черкесская ГЭС с арочной плотиной располагается в Буйнакском районе Дагестанской АССР». Это брошюрки для посетителей советской ВДНХ. Чем не фантом?

«Документа» подобна сейсмографу актуального искусства, причем не обязательно современного. Здесь есть персидские картинки XIV века, чехословацкие фотографии века XX, которые сменяют атрибуты первых демократических выборов в Конго.

Редкая — проходит раз в пять лет, дорогая — бюджет в 19 миллионов евро, и уверенная в себе «Документа» проходит в провинциальном немецком Касселе, куда приезжают только знатоки.

Прошлые «Документы» посмотрели 650 тысяч человек. У нынешней есть 100 дней, чтобы доказать, что она не хуже.