В специальной экономической зоне Шэньчжэнь производят то, что во всем мире усердно ругают и активно покупают товары с надписью «мэйд ин Чайна».
Корреспонденты НТВ продолжают путешествие по китайской глубинке, посвященное Году КНР в России. Уехав 25 мая из Пекина, они прошли уже две трети маршрута. Через 10 дней журналисты вернутся в китайскую столицу.
Новая серия путевых заметок корреспондента НТВ Айрата Шавалиева сделана в специальной экономической зоне Шэньчжэнь. Здесь производят то, что во всем мире усердно ругают и активно покупают товары с надписью «мэйд ин Чайна» (made in China).
Когда едешь по скоростным китайским дорогам, удивляешься где же эти полтора миллиарда человек. Вокруг как будто малонаселенная Норвегия. Чтобы увидеть десятки тысяч китайцев в одном месте, нужно съехать с трассы и попасть в один из гигантских ангаров.
Голова этой очереди уже скрылась за горизонтом, а конца все не видно утренняя смена рабочих идет на обед.
Мы находимся около крупнейшей на восточном побережье фабрики обуви, одна из стен которой увешана наградами за поставленные рекорды.
Янь Си, директор фабрики: «Это моя гордость самая модная модель обуви. Образец мы взяли в Италии, куда я езжу два раза в год изучать новинки».
Трудолюбивые китайские руки щедро мажут клеем подошвы, которые позже истопчут весь земной шар. Работник Джаоли целый день вбивает гвозди в мужские каблуки, так как более легкого способа заработать 70 долларов в месяц не имеется.
Янь Си, директор фабрики: «Наш козырь это, конечно, дешевая рабочая сила. Себестоимость одной пары составляет 7 долларов, в магазине она будет стоить около 80».
Один из сотрудников предприятия занят блестящей работой он лакирует голенища сапог особым составом, чтобы на них больно было смотреть.
Янь Си, директор фабрики: «Сапоги должны обязательно блестеть, ведь эта партия пойдет за границу».
Действительно, за границу. Ведь на коробках есть надписи на русском языке. Через день молодой директор фабрики отправит партии в Москву, Екатеринбург и Киев, а сам поедет в Италию срисовывать новые модели.
Финансовые успехи Китая начинались с того, что китайцы научились копировать. На каждой Эйфелевой башне, купленной в Париже, написано «Made in China», но если есть спрос, китайцы могут сделать копию любого размера.
За Кремлевской стеной стоит Стамбульская мечеть, а рядом с Эйфелевой башней Фудзияма. Парк архитектурных копий в городе Шеньжень словно воплощение экономической модели Китая. В этой стране могут сделать кальку со всего на свете любого размера, в любом количестве и качестве.
Му Инь Юй, предприниматель: «Почему Китай сейчас можно назвать мировым заводом? Потому что мы можем произвести все что угодно под заказ».
Бизнесмен Ми Инь Юй (или просто Саша еще не новый китаец, но уже и не китайский коммунист) в партию вступать не спешит. После учебы в Одессе он вернулся домой и открыл свое дело.
Он лично наблюдает, как продукцию фабрики испытывают на прочность. Скоро его произведения крышки для унитазов будут плавно опускаться в российских туалетах.
Му Инь Юй, предприниматель: «Контейнеры в Москву сегодня отправляем. Можете посмотреть, как идет загрузка».
Саша знает наизусть планировки квартир в Москве, Петербурге и Ростове, ведь его душевые кабины и ванны часть российского потребительского рая.
Му Инь Юй, предприниматель: «Мы делаем в основном самые ходовые модели для России, то есть небольшие размеры, которые подходят под ваши ванные комнаты».
Для себя Саша сделал большую