В юбилей Академии художеств щедро раздавались звания

15.06.2007, 21:54

Видео программы «Сегодня»

Зураб Церетели отметил 250-летие вверенной ему Российской академии художеств. До начала XX века она была единственным в стране художественным вузом.

Зураб Церетели отметил 250-летие вверенной ему Российской академии художеств. До начала XX века она была единственным в стране художественным вузом. В нем учились Баженов, Брюллов, Поленов, Репин, Суриков. Имена этих мэтров носят теперь другие институты искусств.

Нынче Академия полностью оправдывает свое название, возвышаясь незыблемым бастионом художественного академизма — массивным, пыльным и почитаемым. И где же еще отмечать такой юбилей, как не в храме Христа Спасителя. Корреспондент НТВ Егор Колыванов наблюдает за торжествами.

Торжества, посвященные 250-летию Российской академии художеств, не случайно начались в храме Христа Спасителя. Именно мастера Академии собор строили, а в наши дни принимали участие в его восстановлении.

Но если раньше храм был одним из символов самодержавия, православия и народности, то сегодня он многое говорит о державности нынешнего президента Академии Зураба Церетели.

Зураб Церетели, президент российской академии художеств: «Немножко с опозданием, но все же поздравляю тебя. Ты прошел единогласно!»

Зураб Константинович поздравляет новоизбранного почетного члена Академии модельера Вячеслава Зайцева. Сегодня это звание щедро раздавали не только художникам. Впрочем, это не идет вразрез с традициями, заложенными еще Петром I.

Александр Шилов, народный художник СССР, академик Российской академии художеств: «Когда Петр I издавал указ о создании и обосновании императорской Академии художеств, имелось в виду, что туда могут входить не только художники, но и ученые».

Среди удостоенных членства в Академии — режиссеры Пётр Любимов и Никита Михалков. Оба пообещали званием не бравировать.

Никита Михалков, президент Российского фонда культуры: «Если бы мой прадед Василий Иванович Суриков и мой дед Пётр Петрович Кончаловский все это увидели, они бы меня выпороли прямо на сцене».

Почетным членом стал и японский архитектор Кисё Куракава. Сейчас по его проекту в Санкт-Петербурге строится стадион на 62 тысячи мест.

Кисё Куракава, архитектор: «Я второй японец, ставший членом Российской академии художеств. Правда, один почетный член уже умер, поэтому я — единственный».

Вручение регалий было, пожалуй, самым торжественным моментом этой в целом не очень торжественной церемонии.

То ли дело атрибутика — неподъемный с золотым срезом фолиант, посвященный храму Христа Спасителя. Его росписи и скульптуры — главный и самый очевидный предмет гордости современной Академии.

К юбилею выпущены марки номиналом в 25 рублей, их сегодня и погасили. Не слишком умело орудуя печатью, Зураб Константинович вспомнил о том, что его мама работала на почте.

Зураб Церетели, президент российской академии художеств: «Нигде в мире нет такого количества талантливых художников, как в России».

На самом деле родина Академии художеств — это Санкт-Петербург. Объединить отечественные таланты на манер французской Академии придумал Петр I, но воплотить отцовский замысел смогла только Елизавета Петровна.

Академия художеств была учреждена указом Сената в 1757 году. Первым куратором стал Иван Шувалов. В разные годы ее закончили такие выдающиеся живописцы, как Брюллов, Репин и Суриков, архитекторы Бенуа и Константин Тон. И сегодня Академия остается главным столпом реализма в отечественном искусстве.

Борис Ефимов. Народный художник СССР, академик Российской академии художеств: «Академия играет важную роль в нашей культуре. Это бесспорно».

Елена Флёрова, художник, академик Российской академии художеств: «Здесь собраны люди не просто сверходаренные, а ощущающие свою обязанность перед нацией и человечеством в целом».

Вечером в Манеже открылся огромный вернисаж — три тысячи произведений, созданных самыми знаменитыми академиками, и один маленький рисунок, подаренный детьми академикам современным.