Стравинский мерил и оценивал жизнь музыкальными тактами

15.06.2007, 19:50

В Петербурге вспоминают Игоря Стравинского. 17 июня исполнится 125 лет со дня рождения композитора.

В Петербурге вспоминают Игоря Стравинского. 17 июня исполнится 125 лет со дня рождения композитора.

Стравинский так и не вернулся из эмиграции и всего лишь раз приезжал в Советский Союз по специальному приглашению председателя Союза композиторов Тихона Хренникова.

Об истории ленинградского визита 1962 года и петербургских корнях Игоря Стравинского — энциклопедии стилей, как называли мухзыканта друзья — репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Это сегодня Стравинский один из самых исполняемых композиторов в России. В советское время произведения эмигранта если и не были запрещены, то во всяком случае включались в программу крайне редко. Поэтому приезд Стравинского в 1962 году в СССР и выступление композитора в Большом зале Ленинградской филармонии стали настоящей сенсацией.

45 лет назад на его концерты невозможно было попасть. Тогда в зале были все, кто понимал, что Стравинского просто необходимо увидеть. Фотография, где 80-летний композитор запячатлен за дирижерским пультом, до сих пор хранится в филармонической библиотеке.

Татьяна Знаменская, библиотекарь Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Учитывая всю ситуацию воплей по поводу модернизма в хрущевские времена… И вдруг приехал сам Стравинский».

Единственный приезд Стравинского в Ленинград помнит его внучатая племянница Елена Алексеевна. Ее мать переписывалась с композитором много лет. И семья страшно переживала, как принять именитого родственника в коммуналке, где они занимали две комнаты.

Елена Стравинская, внучатая племянница И. Стравинского: «Мы устроили такую мистификацию, чтобы он не понял, что эта коммунальная квартира. Один сосед лечился на курорте, а соседка работала в театре. Во всяком случае он никого не видел, думая, что это наша квартира. Мы его не разубеждали в этом».

У племянницы композитора сохранилась старинная семейная мебель: зеркало и шкаф с витиеватым орнаментом, кресло на бронзовых ножках и еще корабельный стол.

В основном все вещи принадлежали отцу композитора — известному оперному басу Фёдору Стравинскому. Несмотря на то, что он жил в ста метрах от Мариинского театра, певцу каждый раз подавали карету.

В такой театральной и чинной атмосфере прошла юность композитора и сформировался его художественный вкус. Поэтому несмотря на теплый прием, Стравинский многое так и не смог понять.

Не понравилась ему и постановка «Жар-птицы» в театре Мусоргского. Сегодня этот балет считается классикой, но к юбилею маэстро музыканты готовят одно из самых сложных произведений Стравинского — «Реквием Кантиклес».

Николай Алексеев, дирижер Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Стравинский был гением, но не графоманом. Он не писал мелкими ритмами для того, что ему хотелось так написать. Он так чувствовал. И найти ключик к ощущению этого сочинения — это наша музыкальная задача. Необходимо, чтобы публика почувствовала каждый такт».

Сохранилась программка 1962 года. Тогда Игорь Стравинский выступал во втором отделении, в первом дирижировал его друг Роберт Крафт. Любопытно, как представляли композитора: если под именем Крафта четко написано США, то под фамилией Стравинского страну не указали.

Он уехал на Запад с дягилевскими балетами еще до Первой мировой. Стравинского так и считали не политическим, а художественным эмигрантом.

Читайте также