Супертренажер гениально имитирует полет

14.06.2007, 14:11

Петербургские конструкторы разработали вертолетный тренажер нового поколения. Теперь летные экипажи могут совершать рейсы, не покидая аэродрома.

Петербургские конструкторы разработали вертолетный тренажер нового поколения. Теперь летные экипажи могут совершать рейсы, не покидая аэродрома.

Аналогов уникальному тренажеру в мире нет. Он позволяет не только проводить подготовку летчиков в соответствии с действующими российскими и европейскими стандартами, но и отрабатывать упражнения, выполнение которых на настоящих вертолетах либо невозможно, либо связано с высоким риском для жизни.

Корреспондент НТВ Илья Федосов проверил супертренажер в действии.

Вроде бы простой ангар на Васильевском острове, но когда заходишь и видишь то, что внутри, в голове остаются всего два слова: «Голливуд» и «Байконур».

Пляшущая конструкция высотой в три этажа — это вертолетный тренажер категории «Д». Реалистичней конструкции не бывает. Можно получить свидетельство второго пилота, не выходя из этой штуки.

Изнутри она выглядит рутинно, как обычный вертолет Ми-8, садящийся на обычный авианосец «Адмирал Кузнецов». Управляет машиной пилот с 40-летним стажем и сотнями бовых вылетов, поэтому посадка плавная.

У этого тренажера есть еще одно прекрасное свойство: он напрочь разбивает иллюзии компьютерных геймеров, что они чем-то умеют управлять. Для частных лиц, желающих приобрести агрегат в собственность, тоже есть грустная новость.

Виктор Годунов, вице-президент группы компаний- разработчиков тренажера: «Тренажеры такого уровня стоят примерно столько же, сколько и сам летательный аппарат. Но поскольку Ми-8 стоит не очень дорого, тренажер получается намного дороже. Дешевле его не сделать».

Воплощение мальчишеской мечты стоит от восьми миллионов долларов. Тем не менее, спрос на него есть. Отечественные авиакомпании уже заказали несколько экземпляров. Братская Венесуэла тоже не осталась в стороне, попросив военный вариант Ми-8 с бомбами и ракетами.

Как ни странно, подобные тренажеры покупают из соображений экономии. Агрегат потребляет 35 киловатт электроэнергии, что значительно дешевле топлива. Кроме того, на нем можно отрабатывать нештатные ситуации, которые на реальном вертолете обходятся слишком дорого. Скажем, посадку на авторотации, то есть с отключенными двигателями.

Евгений Абакумов, летчик-инструктор: «Уже неизвестно, то ли мы падаем на взлетную полосу, то ли она на нас набегает так быстро. 50, 40, 30 метров… Все, мы произвели грубую посадку».

При касании полосы пассажиров тренажера серьезно встряхивает. Система может смоделировать перегрузку до 9 G, но компьютер это пресекает. «Мы же никого не хотим убить», — поясняют разработчики.

Для справки: при 7 G сознание теряют даже опытные пилоты- истребители. Кстати, в тренажере есть своя система спасения, она не виртуальная, а настоящая. Все предусмотрено на случай, если что-нибудь в этой махине выйдет из строя и летчику придется выбираться из капсулы самостоятельно. Система классическая и недорогая.

Евгений Абакумов, летчик-инструктор: «Все, кому захочется сидеть на высоте шести метров и куковать, для этого у нас есть спасательное средство — канатик. Его можно выбросить за борт».

Виртуальным богом здесь считается оператор тренажера. Он может все: включить кучевые облака, объявить ночь, пустить дождь с градом и нажатием одной кнопки вывести вертолет. Хотите пожар в правом двигателе? Пожалуйста! Течь масла и топлива? Нет проблем!

Но внутри это не воспринимается как игра. Внутри тренажера все направлено на обман органов чувств и поэтому сообщение об отказе систем вызывает мгновенный выброс адреналина и дрожь в руках.

Здесь все как в реальности: качает, трясет, даже поташнивает немного. Но на этом симуляторе можно сделать вещь, которую ни один здравый пилот выполнять не будет.

Для этого нужно отдать управление второму пилоту, отстегнуться, затем открыть верхний люк и выбраться на крышу. Потому что только здесь можно почувствовать себя вольной птицей.

Читайте также