Трибунал расправился с соратником Милошевича

12.06.2007, 20:02

Видео программы «Сегодня»

Гаагский трибунал по бывшей Югославии доказал, что неудача с Милошевичем на суровость других приговоров никак не повлияет. Милана Мартича признали виновным в убийствах, пытках и массовых депортациях.

Гаагский трибунал по бывшей Югославии доказал, что неудача с Милошевичем (экс-президент умер в камере, не дождавшись решения суда) на суровость других приговоров никак не повлияет.

Соратник Милошевича, экс-глава республики Сербская Краина осужден на 35 лет одиночной камеры.

Милана Мартича признали виновным в убийствах, пытках и массовых депортациях хорватов в 90-е годы. Хотя гибли от его рук не только хорваты. Считается, что именно люди Мартича похитили и убили журналистов телекомпании «Останкино» Виктора Ногина и Геннадия Куренного.

За оглашением приговора следил корреспондент НТВ Павел Матвеев.

Судебный процесс по делу Милана Мартича начался в декабре 2005 года. В руки трибунала он отдал себя добровольно, хотя знал, что обвинения против него выдвинуты настолько серьезные, что, если докажут, сидеть придется долго.

Баконе Молото, судья международного трибунала: «Трибунал располагает достаточным количеством свидетельств в пользу того, что Милан Мартич своими систематическими действиями по установлению этнически однородной сербской территории сеял страх и взаимное недоверие между сербами и хорватами».

Фактически Мартича осудили за то же, за что не успели осудить Милошевича. В вердикте подробно расписано, за какие конкретно грехи серб отправится в тюрьму: убийства, пытки, депортации. Но основной акцент и обвинение, и защита делают на политике.

Рефик Ходжич, пресс-секретарь международного трибунала: «Важность этого процесса в том, что он разоблачил участников сговора, целью которого было создание тоталитарного сербского государства».

Предраг Меланович, адвокат Мартича: «По сути, Мартича обвинили в том, что он разделял преступные намерения Милошевича по созданию единой Сербии. Но то, что намерения Милошевича были преступные, никто так и не доказал. В чем же тогда преступления Мартича?»

Милан Мартич действительно пользовался большим доверием и поддержкой Милошевича. В начале 90-х, когда в Югославии началась гражданская война, он стал одним из лидеров Сербской Краины, республики, провозглашенной сербами на части хорватской территории.

Президентом Мартич стал в 1994 году, но и до этого занимал ведущие посты. В 1991 году он был министром внутренних дел Краины. Лично ему подчинялся отряд Ранка Баровича, который, как считается, в сентябре того года расстрелял у линии фронта российских журналистов Виктора Ногина и Геннадия Куренного.

Андрей Батурин, собственный корреспондент РИА Новости: «Их машина попала в так называемую мертвую зону, то есть между сербами и хорватами. И сербы открыли огонь. Автомобиль остановился. Пассажиры были ранены.

Когда сербы подбежали к машине и увидели российские документы, они поняли, что совершили очень серьезную ошибку. Но тогда они сделали самое ужасное — они их застрелили».

Та история так и осталась окутанной мраком. Тела россиян не нашли до сих пор. Сожженную и закопанную машину обнаружили много позже. Инцидент списали на законы военного времени и на специфику журналистской профессии.

Владимир Мукусев, журналист: «Разговор надо вести о наших людях, которые 1 сентября 1991 года уехали в командировку и не вернулись оттуда. И ни Советский Союз, ни позднее Россия, ничего не сделали для того, чтобы раскопать в прямом смысле слова эту историю».

В Гааге историю с россиянами Мартичу не припомнили, ему и так было что припомнить. Его оправдали только по одному пункту — массовое убийство гражданских лиц.

Баконе Молото, судья международного трибунала: «Вы приговорены к 35 года тюремного заключения. Из это срока будет вычтено время уже проведенное вами под стражей, а именно 1855 дней».

Получается, сидеть Мартичу осталось уже только 30 лет. Впрочем, учитывая его возраст (а ему сейчас 52), разница не принципиальна.