Свободные горцы издревле чтут демократические свободы

10.06.2007, 15:46

Видео программы «Сегодня»

Более 700 лет назад одно из самых старинных гражданских обществ зародилось в небольшом дагестанском ауле под названием Согратль.

Демократия без революций. Более 700 лет назад одно из самых старинных гражданских обществ зародилось в небольшом дагестанском ауле под названием Согратль.

С тех пор аул живёт по Конституции, устанавливающей равноправие полов и выборность всех органов власти. Местные жители говорят, что толерантность у них в крови.

Репортаж корреспондента НТВ Руслана Гусарова.

Еще за несколько столетий до буржуазно-демократических революций в Европе в маленьком горном Дагестане уже существовало несколько десятков больших и малых республик. Они организовали союзы сельских общин, где не было феодалов, а все горцы были равные между собой.

Одним из таких мощных и влиятельных союзов было Андалайское вольное общество со столицей в селе Согратль. Здесь был свой парламент, президент, суд и даже своя конституция.

В этом своде законов — 70 пунктов, и в каждом отражены реалии той средневековой жизни, Механизмы коллективной и индивидуальной безопасности и личной свободы.

Своеобразную конституции перевели с арабского на русский и вывесили в школьном музее Согратля, чтобы знать и не забывать: еще 700 лет назад здесь строили гражданское общество. И весьма успешно.

Магомед Ахтуханов, заведующий филиалом Дагестанского государственного объединенного музея: «О федеративном устройстве, защите форм правления каждого общества говорит одна их статей: каждое селение будет руководствоваться своими адатами».

Главными признаками демократии древнего Андалала согратлинцы считают выборность всех органов власти и защиту свободы каждого отдельного члена общества. Эти традиции сохраняются до сих пор, и выходцы из Согратля считают, что политическая культура и толерантность у них в крови.

Магомед Абхакаров, председатель избирательной комиссии села Согратль: «В районе мало женщин в руководстве и администрации. А у нас уже второй срок, приближается даже третий, во главе администрации — женщина. Дело в том, что у нас такого разделения: это женское, а это не женское. У нас — равноправие».

Женщины и вправду играют в ауле видную роль, что на фоне других сел и для традиций горного Дагестана весьма примечательно. При каждом удобном случае согратлинские горянки активно идут в политику и на руководящие должности. Это вполне по-согратлински, считают аулчане.

Раисат Фаталиева, глава администрации села Согратль: «В администрации у нас все женщины работают, в детском саду заведующая — женщина, в школе завуч — женщина. Даже одна стала депутатом районного собрания, 100 процентов населения ее избрали. Так мы стараемся как-то продвигаться вперед».

Согратлинско-андалайская конституция женщину защищала по-своему. К примеру, в случае прелюбодеянии вопреки нормам шариата ее не забрасывали камнями.

Так же, как и с прелюбодея, с представительницы прекрасного пола брали штраф в размере быка. Современные согратлинцы шутят, что так проявляли истинный гуманизм и сохраняли своей генофонд.

А сегодня приходится еще и защищать уникальный согратлинский говор аварского языка. Для этого на равнине в Махачкале выходцы из Согратля даже издают газету с одноименным названием.

Аминат Толбоева: «Согратлинцы — мягкий народ, не конфликтный, не агрессивный. И язык у нас такой же, ведь язык отражает сущность человека».

Две аульских мечети и медресе при них спокойно уживаются с несколькими сельскими гастрономами, в которых свободно продают пиво и водку. При этом в нагорном ауле с населением чуть больше тысячи человек — шесть различных музеев, в том числе и в единственном детском саду.

Согратлинцы считают себя свободными, рассудительными, очень терпимыми к инакомыслию и вполне демократичными горскими консерваторами. Такими же, какими были их предки из свободного Андалала.

Читайте также