Архитекторы не чужды модным веяниям

01.06.2007, 21:35

Видео программы «Сегодня»

В российской столице открылась «Арх-Москва» — возможно, самая престижная архитектурная выставка страны.

В российской столице открылась «Арх-Москва» — возможно, самая престижная архитектурная выставка страны. Она уже 12-я по счету, но многое на ней происходит впервые.

Во-первых, «Арх-Москва» выбралась за пределы Дома художника, теперь она идет сразу на нескольких площадках. А во-вторых, собственно архитектура на выставке — уже не главное.

С подробностями — корреспондент НТВ Павел Матвеев.

Тема «Арх-Москвы — 2007» — архитектура и городское пространство. Как их подружить, а не рассорить, как строить красивые дома, но оставлять место для парков и пешеходных зон. А то выходит, что города развиваются, застраиваются, и пространства для жизни не остается.

Май-Май Ульрих, архитектор: «Это дилемма для любого мегаполиса: как совмещать собственно архитектуру и комфорт. Я думаю, что главный ориентир — чтобы людям было удобно».

Архитектура Москвы в последние годы повзрослела, деликатно говорят участники выставки. Среди новостроек есть здания весьма приличные с профессиональной точки зрения, но этого мало.

Можно построить архитектурно безупречный дом небесной красоты, но если поставить его не там и не так, то он будет вызывать раздражение. Поэтому, говорят архитекторы, в проектировании важно, чтобы частью проекта изначально были радостные граждане, поедающие мороженое.

Но это в идеале, в реальности же для того, чтобы собрать для выставки проекты хоть как-то соответствующие теме, пришлось постараться. Но что-то нашли.

Например, новое многоуровневое здание Театра на Таганке с зеленой зоной на пандусах. Интересным показался проект трех жилых домов на нынешней территории завода «Красный Октябрь» — они словно лодки выплывут из Москвы-реки и не перекроют вида на нее.

Башня с многоуровневой развязкой и зелеными зонами на Кутузовском проспекте — больше мечта архитектора, чем реальность, она там вряд ли появится. Вот, пожалуй, и все.

Львиная доля внимания посетителей достается проектам, к городскому пространству относящимся мало. Например, как замаскировать московский памятник Петру I, спрятав его в небоскребе или обнести питерский Александрийский столп новогодней елкой. Но это скорее шутки.

Эрнст-Ульрих Тильманс, архитектор: «Москва всегда была очень зеленым городом. Вы вспомните советское время: столько парков, скверов. А сейчас инвесторы дают деньги и говорят: стройте плотно, стройте высоко».

В московских домах можно жить, говорят архитекторы, в некоторых жить даже хочется, но только внутри. Потому что выходя, оказываешься на проезжей части, вне зависимости от цены за квадратный метр.

Бард Голдхорн, куратор выставки: «В районе Остоженки почти самая дорогая недвижимость в мире. Человек, который там покупает жилье, смотрит на улицу и видит такой же беспорядок, как везде в Москве. Это странно».

А все издержки точечной застройки, считают специалисты. Ну не остается в Москве места, чтобы, втиснув дом между другими, разбить еще и сквер. Новомодные элитные комплексы проблем не решают — скверы там если и есть, то, как правило, за забором.

Бард Голдхорн, куратор выставки: «Все, что относится к коллективному пространству в России, этим люди не очень интересуются. Они считают, что это не мое, это уже кого-то другого, и меня это не касается».

«Арх-Москвой — 2007» организаторы надеются хотя бы улучшить ситуацию. А что касается архитектуры с точки зрения искусства, то она словно бы уже и вторична.

Юрий Григорян, архитектор: «Мы все ожидаем беспощадного отношения к нашим постройкам впоследствии. Если они не нравятся, их нужно ломать».

Здание может прижиться, а может и не прижиться, и тогда его не жалко, самоотверженно говорят архитекторы. Ведь главное в доме, чтобы в нем жилось хорошо.