«Голова Медузы» внушает зрителю художественный страх

31.05.2007, 18:10

В Эрмитаже проходит День Художественно-исторического музея Вены. Одним из событий стало открытие выставки «Голова Медузы».

Сегодня в Государственном Эрмитаже выставили картину фламандского живописца Питера Рубенса из венского Художественно-исторического музея. «Голова Медузы» способна внушить зрителю неподдельный ужас. Недаром современники знаменитого художника хранили это полотно закрытым специальным занавесом, отмечает НТВ.

В декоративно-прикладном искусстве Западной Европы XVI века этот редкий сюжет — изображение головы Медузы с высунутым языком, оскаленными зубами и волосами-змеями — получил определенное распространение.

Hо только два художника того времени рискнули обратиться к данному сюжету, поместив голову Медузы на круглые деревянные выпуклые щиты. Первым был Леонардо да Винчи, картина которого находилась в собрании Медичи во Флоренции. Вторым стал Микеланджело да Караваджо.

Не исключено, что опыты итальянских мастеров подтолкнули Рубенса в 1617 году написать свой вариант античного мифа. Отрубленная голова Медузы Горгоны окружена извивающимися змеями. Они должны быть ядовитыми, но, по мнению биологов, Рубенс изобразил обыкновенных ужей, а так же пауков-крестоносцев и пятнистую саламандру.

Известно, что автор живо интересовался природными раритетами и в его личной коллекции был экземпляр книги естествоиспытатателя Конрада Геснера «О змеях». Неудивительно, что и спустя несколько веков рептилии производят сильное впечатление.

Возможно, венская медуза Рубенса кому-то покажется страшней, чем на петербургской картине фламандца «Персей и Андромеда», так как на полотне из эрмитажной коллекции голова мертвой Горгоны украшает щит.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рекомендовал посетителям выставки составить по этому поводу свое собственное мнение.

Читайте также