Трагедию царя Бориса поставили на нескольких метрах

30.05.2007, 14:40

Театр «Санкт-Петербург Опера» представляет премьеру оперы Мусоргского «Борис Годунов». Новая постановка представляет народную драму минимальными средствами.

Опера Мусоргского «Борис Годунов», впервые поставленная на сцене Мариинского театра 130 лет назад, до сих пор пользуется популярностью. Последнюю версию месяц назад в Большом театре представил Александр Сокуров.

Но музыкальную драму ставят не только на больших сценах. Сегодня в театре «Санкт-Петербург Опера» премьера новой версии классической постановки «Борис Годунов. Версия соучастника».

Сама афиша оформлена в виде предвыборного бюллетеня: среди кандидатов на должность русского царя в некотором смешении времен представлены и Иван Грозный, и Григорий Отрепьев, зато сам Борис Годунов в объявлении о спектакле не заявлен. Голос «избирателя» — режиссера Юрия Александрова — отдан самозванцу Отрепьеву.

В особенностях новаторской постановки разбирался корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера»: «Согласитесь, одеть шапку Мономаха Борису Годунову приятно, он иначе себя чувствует. А если есть еще и скипетр…»

Шапка Мономаха нелегка и для режиссера. С момента первых постановок оперы Мусоргского «Борис Годунов» пушкинское выражение имет двойной смысл. Сценическое воплощение этой народной драмы было сопостовимо с управлением государством.

В Большом и Мариинском опера всегда шла с массовыми сценами, где были заняты сотни человек. Юрий Александров масштабность этого произведения выразил другими средствами.

В театре «Санкт-Петербург Опера» сцена от кулисы до кулисы занимает семь шагов. В столь ограниченном сценическом пространстве страсти в опере «Борис Годунов» достигают невероятного накала. Эмоции выплескиваются прямо со сцены в зал, тем самым окончательно разрушая четвертую условную стену.

Хор в этой постановке персонифицируется. 16 человек не пытаются изображать толпу, каждый индивидуален внутренне и внешне. Время действия условно.

На сцене советский флаг в декорациях царских палат, некоторые хористы напоминают представителей советской интеллигенции, другие проституток. А знаменитую арию про копеечку Юродивый поет в шлеме и с цифровым фотоаппаратом.

Смысл произведения, по мнению Александрова, от костюма не меняется, но такие приемы позволяют лучше провести параллели с современностью.

Юрий Александров художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера»: «Мы играем с музыкой в опере, чтобы публика поняла, куда мы клоним. Естественно спектакль наполнен аллюзиями, ассоциациями, аллегориями. Это свойственно нашему театру».

В постановке Александрова даже название изменено «Борис Годунов. Версия соучастника». Это влияет и на сверхзадачу исполнителей.

Дмитрий Головнин пел в Гамбурге в разных современных постановках, но партия Самозванца именно в такой трактовке кажется ему наиболее интересной.

Дмитрий Головнин, исполнитель партии Лжедмитрия: «В данной постановке он является орудием для скидывания одного царя и постановки другого».

«Борис Годунов» практически всегда ставился в редакции Римского-Корсакова. Но для небольшого симфонического оркестра лучше Мусоргский. Так, камерный зал бывшего особняка Дервиза помог воплотить сцену сумасшествия царя Бориса минимальными средствами небольшого сценического пространства. Годунов появляется на подмостках в ярко-красном мешке, символизирующим безумие и начало Смутного времени.

Читайте также