Канны-2007: политика или кино?

26.05.2007, 21:26

Видео программы «Сегодня»

В последний день Каннского фестиваля в программе появился документальный фильм-сюрприз — «Бунт. Дело Литвиненко».

О деле Литвиненко говорят сегодня не только в Москве и Лондоне, но и на самом неполитизированном европейском мероприятии — Каннском фестивале.

В последний день показов на французском киносмотре демонстрируют документальный фильм «Бунт. Дело Литвиненко». Эта лента неожиданно появилась в программе и носит статут «фильма-сюрприза», то есть картины, о демонстрации которой до последнего момента не знают ни зрители, ни журналисты.

Впрочем, эта лента — не единственная, которую представят сегодня на Лазурном берегу. Конкурсную программу завершают японская картина «Утренний Лес» и новая работа Эмира Кустурицы «Обещай мне это».

После их просмотра жюри решит, кому в этом году отдать золотую пальмовую ветвь.

Подробности — у корреспондента НТВ Вадима Глускера.

Каннский фестиваль всегда имел репутацию если не политизированного, то скандального, как минимум. Иначе чем объяснить тот факт, что единственный так называемый «фильм-сюрприз», на который фестиваль имеет право, и название которого объявляется уже в ходе течения конкурсной программы, на этот раз посвящен делу Александра Литвиненко.

Теоретически ничего сверхъестественного не произошло. Документальные фильмы и так не раз и участвовали, и побеждали в Каннах. Любопытно совсем другое.

Фильм Андрея Некрасова «Бунт. Дело Литвиненко» дирекция фестиваля решила вставить его в программу именно в тот день, когда английская прокуратура предъявила Андрею Луговому официальное обвинение в убийстве Литвиненко.

При том, что автор уверял, что картина была якобы готова давно, а на самом — только 20 мая.

Жоэль Шапрон, официальный отборщик российских фильмов на Каннском кинофестивале: «Каннский фестиваль не ориентируется на политику вообще. И мы отбирали Майкла Мура, как сейчас Андрея Некрасова, не по политическим причинам, а именно потому, что это кино кажется Каннскому фестивалю интересным».

Конечно, никакой политики. Тем более что уже после попадания картины в Канны, английская пресса со ссылкой на Скотленд-Ярд сообщила, что дело Литвиненко — чисто уголовное, а не вопрос о деятельности спецслужб. Да и Майкл Мур — это все-таки режиссер с мировым именем и его фильмы — это не просто чистое кино, а еще и юмор, и гротеск, и парадокс.

У Андрея Некрасова этого ничего нет. Недаром с пресс-показа многие уходили. Журналисты не скрывали, что хотели увидеть что-нибудь новое про полоний, а им показывали совершенно другое.

Да и сам фестиваль изменил ход сегодняшних мероприятий: вместо четырех показов было лишь два. А пресс-конференция, например, проходила в отдельном небольшом зале, никак не приспособленном для подобных мероприятий.

К тому же дирекция фестиваля почему-то запретила создателям фильма говорить по-русски, сославшись на трудности перевода. Когда журналистка международного французского радио попросила вдову Александра Литвиненко Марину прокомментировать по-русски факт появления фильма, та также отвечала по-английски.

И как ни стремился ведущий вернуть ход пресс-конференции в кинопроцесс, у него ничего не получалось. О кино вспомнили лишь тогда, когда заговорили о средствах, на которые создавалась картина.

Андрей Некрасов, режиссер фильма: «Я работаю постоянно, иногда в Германии, иногда в Англии. Иногда мне хорошо платят, иногда нет».

Любопытно, но продажей и прокатом картины Некрасова на Западе занимается та же французская компания, что и фильмом Александра Сокурова «Александра». Поможет или это помешает Александру Сокурову, неизвестно.

Пока же «Александра» — главный фаворит Каннского кинофестиваля вместе с фильмами братьев Коэнов, Квентина Тарантино и Эмира Кустурицы.

Сегодня — последний конкурсный день 60-го юбилейного фестиваля, который, безусловно, запомнится 15-минутным концертом группы «Ю-ту» (U2) на красной фестивальной дорожке. Политизированный солист группы Боно лучше всего смотрится в контексте политизированного Каннского кинофестиваля.

Читайте также