Кооперация: как все начиналось

26.05.2007, 22:43

Видео программы «Сегодня»

26 мая 1987 года было принято одно из первых постановлений Совета министров СССР Об индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности.

Сегодняшний день ведомство Германа Грефа предлагает сделать общероссийским праздником.

Чиновники вспомнили, что ровно двадцать лет назад — 26 мая 1987 года — было принято одно из первых постановлений Совета министров СССР «Об индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности».

Именно этому обязаны своим нынешним процветанием многие уже давно не малые предприниматели.

Экономисты уверены, что сейчас России нужен новый кооперативный бум, иначе страна безнадежно отстанет не только от Европы, но и от бурно растущей Азии, где небольшие предприятия занимают куда большую долю экономики.

Корреспондент НТВ Владислав Сорокин встретился с кооператорами бывшими и нынешними.

О роскоши Владимир Глуховский тогда и не думал. Одного боялся начинающий кооператор Владимир — как бы советская система вдруг не вернулась на круги своя.

Владимир Глуховский, предприниматель: «Вы ходите на работу с мыслью о том, что через две недели вам скажут: все, до свиданья, и вам дают 10 лет. Имейте в виду, кооперативное движение существовало несколько лет в условиях неотмененной статьи за частную предпринимательскую деятельность».

Волна малого бизнеса на рубеже десятилетий буквально захлестнула страну. Все вдруг стало кооперативным — общепиты, магазины и даже туалеты. Сергей Мавроди, может, лучше других знает, как все начиналось.

Сергей Мавроди, предприниматель: «„Все друг с другом торговали воздухом, заключали бесконечные сделки, за которыми ничего не стояло“.

И как предприниматели ходили по краю правового поля.

Сергей Мавроди: Президент все время принимал указы, ни на кого не глядя, которые противоречили вообще всем. И непонятно было, что важнее, закон или указ президента. Поэтому получалось, что тебя могли посадить в любой момент».

Это потом они станут олигархами, а в далеких 80-х будущие акулы бизнеса начинали на Арбате. Задолго до финансовых пирамид и залоговых аукционов именно торговля советской символикой была самым доходным бизнесом.

За 20 лет мало что изменилось. По-прежнему местные бестселлеры — это буденовка и матрешка. Но сейчас на деревянных девушках в платочках много денег уже не заработаешь.

Интуристы покупают матрешки по 40 рублей (себестоимость 22), и идут дальше. В музее водки интереснее: и фото твое на бутылку наклеят, и как спирт гнать, покажут. В современных музеях главное — креатив.

Виктория Точиева, директор музея водки: «Этот сувенир — самогонный аппарат. Стоит в пределах 100 долларов».

В соседнем здании художник Гретова ваяет глиняный горшок. Это действительно малый бизнес, здесь все на заказ. Странно то, что деньги здесь не главное.

«Это не особо прибыльный бизнес, но доставляет массу удовольствия», — говорит девушка.

Активности им не хватает. Пионеры кооперации в свое время на одном энтузиазме зарабатывали.

Александр Иоффе, председатель общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэрии Москвы: «Рынок-то был пустой абсолютно в то время. Надо было только наклониться и поднять денежку».

Но бум малых предприятий, по подсчетам Александра Иоффе, закончился 13 лет назад. С тех пор малый бизнес почти не развивается, так как все ждут от государства решительных действий.

Александр Иоффе: «В современном обществе неприлично не понимать, что малый бизнес необходим для развития страны, для развития демократии в конечном итоге. Вроде понимание есть, а конкретных шагов очень мало».

Другие считают, что малый бизнес не развивается потому, что уже развился, и ниши все заняты. А, может, свежих идей не хватает. Сергей Мавроди, похоже, придумал что-то новое.

Сергей Мавроди: «Что у нас развилось? Что у нас занято? Ничего у нас там не развилось и не занято. Приходи и бери».

Читайте также