КНДР и Южная Корея: дружба через границу

26.05.2007, 22:17

Видео программы «Сегодня»

Граница между двух стран проходит по 38-й параллели и на все ее протяженности установлена так называемая демилитаризованная зона.

Южная Корея спустила на воду самый мощный эсминец в истории страны. Корабль стоимостью миллиард долларов оборудован американской системой ПРО и новейшим вооружением.

Появление нового судна — явное предупреждение северокорейской армии, которая буквально за несколько часов до этого провела в Японском море запуски ракет малой дальности.

Кроме презентации эсминца, Южная Корея в ответ на пуски снарядов прекратила поставки продовольствия (в основном — риса) северным соседям.

Мешки с гуманитарной помощью южане переправляют в КНДР либо морскими путями, либо оставляют на дорогах у самой границы двух стран. Она проходит ровно по 38-й параллели и на всей ее протяженности установлена так называемая демилитаризованная зона.

Ее совместно охраняют коммунистический север, капиталистический юг и миротворцы ООН. На протяжении полувека это единственное место встреч разделенного народа. На границе со стороны КНДР побывал корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Мощные бетонные глыбы, готовые упасть в узенький коридор, чтобы загородить дорогу вражеским танкам, колючая проволока для вражеской пехоты — это путь к самой охраняемой границе мира, между двумя Кореями.

После небольшой проверки туристический автобус въезжает в демилитаризованную зону. Здесь кругом минные поля, тысячи солдат, готовых устроить противнику моря огня, а между ними ходят веселые туристы.

Чтобы посетить последний островок «холодной войны» и оказаться в двух шагах от смерти, люди платят по 50 долларов. Южане привозят сюда сто тысяч туристов в год, северяне десять тысяч.

Группа корейцев, проживающих в Китае, проходит инструктаж, но не строгий.
На юге заставляют дать расписку, что человек подвергается риску быть раненным или даже убитым врагом. А на Севере — нет, кого здесь бояться?

Потом всех везут на автобусах в домик, где проходили переговоры о перемирии.

Северяне рассказывают, как они диктовали американцам условия, где и как проводить переговоры. Для них это знак победы.

Домик — это все, что осталось от деревни Панломджом. Вдалеке есть еще одна, но близко подойти нельзя.

Такая же деревня есть и с южной стороны. Южане говорят, что коммунисты обманывают и каждый день под видом крестьян подвозят солдат. Проверить это, конечно, невозможно. Тут любая с виду мирная деятельность может обернуться войной.

Так, в 1976 американцы решили срубить в зоне дерево. Набежали северокорейцы и зарубили нескольких военных топорами.

Дом, где было подписано перемирие, остался в северной части, как и флаг ООН. Для северян это еще один знак того, что они победили.

«Поэтому товарищ Ким Ир Сен указывал, что перемирие является победой нашего народа. Он также сказал, что мы построили большой дом, в котором бы и проводили договоры», — рассказывает гид.

И, наконец, самое логово противника — территория Южной Кореи, до которой буквально рукой подать. Главный туристический аттракцион — домик, где посередине стола проходит граница.

«Только в этом здании можно свободно ходить на юг, на север. Но выйти нельзя», — добавляет гид.

За этим столом иногда действительно проходят переговоры, но особенно похвастаться тут нечем. Зато туристов много.

Южан инструктируют не делать неприличных жестов и вообще не провоцировать северян. Туристы и пограничники с разных сторон, как правило, никогда не оказываются в одной комнате.

Это единственное место, где можно легко перейти из Северной Кореи и Южную и наоборот. Таким образом туристы из Южной Кореи входят в одни двери, а туристы из Северной — в другие.

Впрочем, если тот же маршрут повторить по дорожкам вне помещения, то, как утверждают наши гиды, немедленно откроется стрельба.

Непонятно, правда, кто бы начал стрелять, ведь солдат с противоположной стороны почти не видно. Хотя на самом деле понятно кто.

В 1984 году советский гражданин вдруг рванул здесь на сторону южан с криками «Спасите!», за ним погнались десятки северян, развернулась битва. В итоге беглец получил убежище, но в перестрелке погибли четверо пограничников.

В таком состоянии ни мира, ни войны, смотрят друг на друга два дома — дом объединения для северокорейских военных и дом свободы для южан. Впрочем, у северян есть еще одна штука, которой южане похвастаться не могут.

«24 ноября 1996 года великий руководитель руководил на месте, и он здесь стоял. Он вспомнил великого вождя и указал: обязательно надо объединить Родину», — рассказывает гид.

Стела с огромной подписью Ким Ир Сена стоит в десяти метрах от границы. И это тоже оборонительное сооружение необыкновенной силы — это первое, что увидят захватчики, если нападут с юга. Увидят и наверняка задумаются, стоит ли идти дальше?

Читайте также