«Последнее восстание» едва не оживило Александра III

25.05.2007, 20:17

Петербургские галеристы представили в Мраморном дворце необычный проект «Последнее восстание». Это образец современного экспериментального искусства, где важен не смысл, а язык изображения.

Петербургские галеристы представили в Мраморном дворце новаторский проект «Последнее восстание». Выставка получилась настолько необычной, что, кажется, изменила привычный строгий вид памятника Александру III.

Новую художественную эстетику Русского музея оценивал корреспондент НТВ Николай Никитин.

Во дворе Мраморного дворца воплощены геополитические фобии. Гражданка иностранного государства, стремительно набирающего мощь, да еще верхом на тиранозавре. Неудивительно, что даже у каменного Александра III при виде пластиковой скульптуры всадницы-китаянки на лице появилась тень сомнения.

Это первый дворцовый проект. Последнее десятилетие группа «АЕС+Ф» выставлялась в основном в частных галереях. Эти художники прославились, изобразив мечеть рядом с Кремлем, а сегодня представляют новую программу под названием «Последнее восстание», где дети пытаются порезать друг друга мечами.

Здесь есть все, что нужно современному любителю искусства: элемент военного, элемент гендерного, элемент насилия, элемент политики, но все не о том. Творчество «АЕС+Ф» — это своего рода художественное графоманство. Здесь важен не смысл, а сам язык.

Александр Боровский, директор отдела новейших течений Русского музея: «Художник должен быть умным. Эти ребята очень умные. Я думаю, что в ближайшие пять лет они будут ведущей группой в стране».

Как часто бывает на подобных выставках, участие зрителя в художественном процессе только приветствуется. В отдельно обустроенном пространстве над посетителями ставят эксперимент.

Авторы показывают посетителям четырнадцать портретов девочек. Семеро из них — ученицы элитной московской школы, семеро — убийцы, отбывающие наказание в колонии. Зритель пытается угадать, кто есть кто, а в процессе размышляет о такой категории, как виновность.

Лев Евзович, в аббревиатуре группы он буква «Е», признается, что очень хорошо знает психологию восприятия, но не злоупотребляет этим.

Лев Евзович, художник: «Мы не врачи-убийцы в белых халатах, чтобы сознательно давить на какие-то нервные окончания».

Главный прием — соединение медиамусора и ремесленного мастерства. По технике исполнения этих художников сравнивают с маньеристами: они очень внимательны к деталям.

От стандартного обвинения в уничтожении устоев классики группа ушла оригинальным способом. Некоторые картины они обернули в бинты: это символизирует бережное отношение к изобразительному искусству.

Читайте также