Русский день в Каннах: критиков ждет «Изгнание»

18.05.2007, 20:17

Видео программы «Сегодня»

На каннском кинофестивале покажут новую картину Андрея Звягинцева.

Вечером в Каннах покажут «Изгнание» Андрея Звягинцева — первый из двух отечественных фильмов, заявленных в конкурсной программе фестиваля.

Картину начали снимать сразу после триумфального возвращения Звягинцева из Венеции. В этой психологической драме множество библейских метафор, а действие происходит в неизвестном времени и неизвестном пространстве.

О своей новой картине Звягинцев рассказал спецкору НТВ Вадиму Глускеру.

Команда Андрея Звягинцева должна пройти по набережной Круазет всего каких-то 50 метров от отеля «Нога Хилтон», прямо скажем, не лучшего в Каннах, где поселили съемочную группу, до знаменитого «Каролтена», где директор фестиваля Жиль Жакоп дает специальный прием в честь Андрея Звягинцева.

В 2003 российский режиссер приехал на 60-й Венецианский фестиваль неизвестным дебютантом и увез оттуда два главных приза, включая «Золотого льва». На 60-м Каннском он уже признанный мэтр, от которого ждут только «Золотой пальмовой ветви».

Вспышки фото- и телекамер, роскошная улыбка Мари Баневи… В эту шведско-норвежскую актрису, которая играла у Бергмана, Звягинцев влюбился с первого взгляда и понял: только она должна быть его Верой, героиней фильма.

Андрей Звягинцев, режиссер: «Она была занята в театре и никак не могла сниматься. И мы принимали решение: либо ищем другую актрису, либо устраиваем такую пролонгацию проекта, то есть ждем ее целый год. Тут и мелькнула такая мысль, что через год, то есть в 2007, как раз подоспеет 60-й Каннский кинофестиваль

Как говорит Звягинцев, фильм — это цель, а не средство. Несколько действующих лиц, нереально роскошная картинка, притчеобразный сюжет, наполненный евангельскими цитатами… Что приятнее душе и сердцу: индустриальный город или природа вне цивилизации?

Как уверяет зрителей автор, в фильме нет России — есть миф о возрождении жизни, так что географическая привязка была не так и важна. Картину снимали в России, в Молдавии, Франции, Бельгии, начали было снимать и на Сардинии, но вовремя остановились — иначе бы бюджет не выдержал.

Андрей Звягинцев, режиссер: „Конечно, здесь нет никакой политики, никаких ожиданий, никаких заказов. Просто либо есть кино, либо его нет“».

А в кино важны музыка, текст и язык. И великий покаянный канон Арве Пярта, и «Господи, помилуй», и Exedus на латыни. Так что, внутри фильма латынь, в финале же — старославянский, озвученный, правда, эстонским хором.

Кто-то назвал Звягинцева уже «новым Андреем Тарковским», кто-то сравнил его с Бергманом. В этом контексте, наверное, главный вопрос: как примет каннская публика религиозность «Изгнания»? Ведь если у Тарковского и Бергмана она была косвенной, то у Звягинцева она — нарочито прямая.

Как бы то ни было, во время первого каннского показа для прессы, публика особо не аплодировала, но и за два с половиной часа из зала никто не ушел. А это вполне пристойный показатель для Канн.

Читайте также