Вскоре на крыше Государственного Эрмитажа заработает старинный семафорный телеграф. Принцип передачи сигнала решили усовершенствовать посредством современных технологий.
Вскоре на крыше Государственного Эрмитажа заработает семафорный телеграф уникальное устройство, которое использовали 170 лет назад Принцип передачи сигнала решили усовершенствовать посредством современных технологий.
Каким образом посылали сообщения до изобретения электрического телеграфа и как эта процедура будет производиться в скором будущем, выяснял корреспондент НТВ Илья Федосов.
«Российская архитектурная отсебятина», сказал бы Бартоломео Растрелли, если бы прожил лет на сто больше и увидел бы башенку на крыше спроектированного им Зимнего дворца.
А между тем это стратегический объект вроде спутниковой тарелки на зданиях Кремля, бывшая главная станция оптического семафорного телеграфа, с помощью которой отправляли секретные телеграммы в Гатчину, Кронштадт и даже в Варшаву.
Сотрудники Эрмитажа загорелись идеей восстановить исторический элемент. Но сейчас во всем Петербурге всего несколько человек знают, как пользоваться этим агрегатом. Это сотрудники Центрального музея связи имени Попова и только у них есть действующий макет сигнальной башни в масштабе один к десяти.
На нем и объясняют принцип передачи. Стрелка могла занимать восемь положений, их комбинация означала цифру или букву. С другой башни в подзорную трубу наблюдатель следил за поворотами стрелки и повторял их.
То же самое делали на следующей башне, и таким образом за 30 минут сообщение приходило из Петербурга в Варшаву. Для
Цитата из устава телеграфического сигналиста издания 1835 года гласит: «Как ночные, так и дневные сигналы столь просты и удобовидимы, что ничего лучшего желать нельзя».
Систему в нашу страну привез французский инженер Жак Шато. За уступку России его телеграфической тайны, сейчас бы сказали «за лицензию», царское правительство заплатило огромные деньги 120 тысяч рублей.
На линии Петербург Варшава работало около двух тысяч штатных сотрудников. В те времена телеграфистам приходилось тяжело во всех смыслах. Средняя длина металлической стрелы составляла четыре метра, а поворачивать ее нужно бодро и четко.
Владимир Орлов, заведующий отделом фондовой и экспозиционной работы Центрального музея связи им. А. С. Попова: «Если передается целый комплекс телеграмм, вращать это колесо в течение нескольких часов серьезное занятие».
Одна короткая телеграмма это около сотни поворотов стрелы. Поэтому на буквах экономили. «В» и «Ф» обозначались одним знаком. Сообщения читались с немецким акцентом, например, «фаша сфетлость».
Потом придумали шифр, чтобы кодировать целые фразы и чтобы телеграмму не поняли враги. Над шифровальной книгой двести лет назад ломали головы иностранные шпионы, сейчас сотрудники музея связи.
Другие семафорные башни практически не сохранились. Есть одна в Гатчинском дворце, но в современном варианте телеграммы туда никто посылать не собирается. Из Эрмитажа их будут отправлять прямо в Интернет.
Сергей Мацинков, главный инженер Эрмитажа: «Возможно, на Меньшиковском дворце появится
В перспективе можно будет не только читать чужие сообщения, но и передавать через Интернет свои обычным текстом. Компьютер на башне переведет их на
Но и здесь есть сложности. Например, фразу «Корот над фольной Нефой» стрелка будет выписывать минут десять. Да и прочитать это послание пока смогут немногие, главный инженер Эрмитажа да сотрудники Центрального музея связи.
Читайте также
- Эрмитаж открыл новые залы экспозиции «Галерея Петра Великого»
- Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает
80-летие Художник-вдохновитель : Эрмитаж готовит выставку к250-летию Каспара Давида Фридриха- Михаил Пиотровский заявил, что в Эрмитаже «готовится смена караула»
- В Главном штабе Эрмитажа наградили лауреатов премии имени Николая Рериха
- В Петербурге награждают лауреатов VII Международной премии «Золотой Трезини»