Реалити-шоу завоевало сердца искусствоведов

17.05.2007, 21:53

Видео программы «Сегодня»

В одном из павильонов 11 художественной ярмарки, открывшейся в Москве, семь художников будут неделю работать на глазах у посетилелей.

Почти все экспонаты 11-й художественной ярмарки, которая открылась в Москве, можно купить. На этой выставке современное искусство прежде всего товар. В этом году в ЦДХ приехали 72 галереи из 15 стран.

Формы торговли участники тоже выбирают самые современные. Например, в одном из павильонов организовали типичное реалити-шоу: семь художников будут целую неделю работать на глазах посетителей, и выбывать из проекта по результатам зрительского голосования.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев побывал «за стеклом» «Арт-Москвы».

Художник Елена Кавылина пришла на «Арт-Москву» с тремя чемоданами вещей. Но там не ее работы, а пижама и вечернее платье — она собирается жить в этом мире искусства в буквальном смысле.

«Здесь все, как в настоящей коммуналке. Тут, к примеру, спальня», — рассказывает Антонио Джеуза.

Казалось бы, что итальянец Антонию Джеуза знает о советском совместном быте? Но его сделали куратором проекта арт-проекта «Коммуналка» и пришлось изучать.

Кровати за пестрой занавеской и мольберты в публичной зоне — семеро современных художников будут всю неделю жить и творить на виду у зрителей.

Самозахватом кровати пытался заняться знаменитый художник из группы «Синие носы». «Были свободные кровати. Я и подумал, что там можно полежать», — оправдывается он.

Но он не прошел алкогольный тест и был выставлен за дверь другими жителями «Коммуналки». Оставшиеся будут вылетать по одному, как в телевизионных шоу — по итогам голосования публики.

Проект «Коммуналка» — это не только самый яркий павильон «Арт-Москвы» , но и вообще модель мира современного искусства. Ведь в этом мире все как в телевизионном реалити-шоу: не понравился зрителю, то есть, покупателю — собирай вещички и на выход, в забвение.

У входа на ярмарку директор ЦДХ знакомит иностранку с художником Олегом Куликом. С него и еще пары чудаков все начиналось одиннадцать лет назад. Ту первую экспозицию «Арт-Москвы» можно было купить оптом за тысячу долларов и ящик водки. Так и нужно было делать, говорит хозяин площадки.

Василий Бычков, директор Центрального дома художников: «Надо было десять лет назад все это покупать, и можно был бы музей составить. А сейчас уже не подступишься».

Те, кто крутил когда-то пальцем у виска, глядя на лающего Олега Кулика, посрамлены. Суммы продаж на прошлой «Арт-Москве» составили четыре миллиона долларов.

Теперь это больше ярмарка, чем художественная выствка. И Любовь Орлова в стразах, и Маяковский, выложенный черной икрой, хотят, прежде всего, понравится покупателю. И не стыдятся этого.

Марат Гельман, галерист: «Не грех людям, которые весь год думают об искусстве, пять дней думать о деньгах».

Покупателей запустили на выставку на день раньше простых зевак — у них право «первой ночи». Кажется, по залам ходит и приценивается вся Рублёвка, но бизнесмен Пётр Авен не купит ничего.

Петр Авен, предприниматель: «Мне это эстетически не близко, я человек пожилой и рос в другое время».

Блондинка Мария крутится вокруг двух арт-объектов под золотой краской и кожей крокодила — не узнала двигатель от дорого сердцу лимузина.

Мария Григорьева, посетительница: «Если бы я поняла, что это такое, возможно, мне бы захотелось такую инсталляцию у себя дома поиметь. А так я долго рассматривала ее, да и до сих пор до меня не дошло»

Тем временем жизнь «Коммуналки» вошла в бытовое русло, художник Елена Кавылина принародно лечится пиявками. «Когда пиявка присасывается, какое-то время ждем, чтобы ее не спугнуть», — говорит женщина.

Пиявки присосались на славу. В этом жестоком мире денег, должен же кто-то приносить себя в жертву чистому искусству.