Любимов создает спектакль на глазах у зрителей

15.05.2007, 15:59

Видео программы «Сегодня»

В новой версии спектакля «Горе от ума» в Театре на Таганке Юрий Любимов поменял все — от названия до трактовки образов.

В новой версии спектакля «Горе от ума» в Театре на Таганке Юрий Любимов поменял все — от названия до трактовки образов.

Премьера спектакля «Горе от ума — горе уму» по пьесе Грибоедова намечена на осень. Пока идут открытые репетиции.

Режисcер на глазах зрителей создает спектакль. Как это происходит, наблюдала корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

В очках, во фраке, брит наголо — этот Чацкий настроен скептически. Не осталось никакого разоблачительного пафоса. Рядом с ним иногда появляются люди, а иногда их тени. Слова раздаются по залу звонким эхо.

Вместо антикварной мебели — прозрачные и, можно сказать, условные декорации. Из-за этого и действие будто происходит в условном пространстве и времени.

Руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов про свою новую постановку «Горе от ума — горе уму» говорит: «В ней все как у Грибоедова. Просто не так, как в обязательной школьной программе».

Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке: «Понятие о Чацком ложное. И он воевал, и в пьесе это есть. Он человек ироничный, довольно желчный и здравый. Посмотрел, увидел, разочаровался и уехал».

Исполнитель роли Чацкого Тимур Бадалбейли до сих пор удивлен. Говорит, такого Грибоедова он раньше не читал.

Тимур Бадалбейли, заслуженный артист России: «Когда я в школе „Горе от ума“ проходил, это были еще кондовые советские времена. Естественно, Чацкий был противопоставлен фамусовскому обществу.

А Чацкий на нашей сцене — это, скорее всего, не обличитель».

Премьера состоится только в сентябре, а в мае — так называемое «превью» спектакля. Это когда режиссер сидит в зале вместе со зрителями и иногда общается с актерами.

Устраивать открытые репетиции больше западная традиция. В России это делает только Театр на Таганке. И пусть не все костюмы готовы и с актерами режиссер будет еще долго работать, но многие зрители стремятся попасть именно на эти показы, чтобы увидеть то, чего никогда не будет на премьере.

Например, Юрия Любимова, который в середине первого акта расскажет Скалозубу, как правильно клеить усы.

Юрий Любимов: «Раньше учили, чтобы не отлетали усы, клеить тонкую ватку, а потом уже на улыбочке прикреплять усы».

Кажется, ну как из классической пьесы, которую еще в школе разобрали на афоризмы, сделать современный и интересный спектакль? Но в этом театре решили: все врут календари.

То, что Грибоедов устарел, подумать можно с горя, но не от ума.

Читайте также