Очищение переносится?

12.05.2007, 10:16

Видео программы «Сегодня»

Конституционный суд Польши отверг закон о люстрации.

Конституционный суд Польши отверг закон о люстрации.

С помощью этого документа власти страны в свете борьбы с коммунистическим прошлым хотели «вывести из тени» несколько сотен тысяч сограждан. Их сегодня подозревают в том, что во времена правления коммунистов они сотрудничали со службами госбезопасности.

Среди главных лоббистов закона — президент Польши Лех Качиньский, бывший подпольщик и диссидент.

Сам термин «люстрация» означает «духовное очищение», в том числе жертвенным путем. Власти Польши оставляли за собой право лишать «всех нижеподписавшихся» работы и привилегий.

Конституционный суд решил: каяться и, по сути, совершать гражданское самоубийство люди не обязаны. Из Варшавы передает корреспондент НТВ Виктор Кузьмин.

Очищения не будет, во всяком случае, в ближайшее время. Конституционный суд Польши признал закон о люстрации не соответствующим Конституции страны, а значит, его действие временно приостанавливается.

Три дня суд решал быть люстрации или нет в том виде, в каком ее видит правящая коалиция в польском сейме. Реализовать ее нельзя, посчитали судьи — слишком много статей, нарушающих права человека.

Окончательный вердикт Конституционный суд переносил в течение дня несколько раз. Польша просто замерла в ожидании, слишком многих касался этот закон.

Ежи Урбан, бывший член правительства Польши: «Люстрация никому не нужна, если людям не нравится, что кто-то на них доносил, надо было разбираться с ними 15 лет назад.

Сегодня это выглядит как сон пьяного сумасшедшего. Люстрация в прежнем виде коснулась бы не только тех, кто подписался доносить СБ, но и тех, кого спецслужбы считали каким-то источником информации, а люди об этом не знали».

Закон о люстрации был принят польским сеймом в марте. Смысл его сводится к тому, чтобы наказать тех людей, кто сотрудничал со спецслужбами Польской Народной Республики во времена социализма.

Институт народной памяти стал главным куратором исполнения закона. Здесь находятся все архивы ПНР на всех и по многим вопросам.

По сути историко-исследовательская организация стала политической полицией. Именно сотрудники Института должны проверять подлинность анкет, которые в процессе люстрации разослали нескольким сот тысяч поляков.

Тадеуш Цымянский, депутат сейма: «Процесс люстрации необходим в каждой стране, которая переходит от прежней системы к демократии. У нас люстрация проходит достаточно поздно, но нельзя идти в будущее, не закрыв раздел в прошлом».

Закрывать раздел прошлого — значит осудить и наказать участников этого прошлого, считают в сейме. Через люстрацию должны были пройти журналисты, чиновники, дипломаты, преподаватели.

Однако, Конституционный суд решил, что ни журналисты, ни преподаватели вузов и руководители школ не должны отвечать на главный вопрос люстрации — был ли я агентом спецслужб.

Анджей Пачиньский, историк: «Я считаю, что Польша может жить без люстрации. Есть много прокоммунистических стран, в которых такого закона нет и они нормально существуют.

Я не разделяю мнение тех, кто считает, что если обнародовать имена бывших агентов, сразу страна станет богаче, с молочными реками и кисейными берегами».

До 15 мая все, кто получил анкеты по законы о люстрации, олжны были сдать их заполненными. Конституционный суд решил иначе.

Однако президент Польши Лех Качинский заявил, что люстрация будет проведена. Сейм учтет замечание и в срочном порядке подготовит новый проект закона. Очищение состоится, заявляет официальная Варшава.

Читайте также