Портрет неизвестной из Ивановского музея оказался образом августейшей особы, императрицы Марии Фёдоровны.
Портрет неизвестной из Ивановского музея оказался образом августейшей особы, императрицы Марии Фёдоровны.
Более 50 лет картина пролежала в запасниках. Считалось, что на холсте изображена девушка, принадлежащая к разночинной среде, учительница или гувернантка. Узнать в «простушке» датскую принцессу помог случай.
Репортаж корреспондента НТВ Анны Сакулиной.
Экскурсовод Ивановского художественного музея впервые обращает внимание посетителей на эту картину. Еще недавно здесь считали, что на полотне изображена неизвестная. Теперь ученые выяснили, что это портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Людмила Виноградова, заведующая экспонатным фондом Ивановского художественного музея: «Художник, писавший этот портрет, создал образ молодой Дагмары. Это редкое изображение. Мы не нашли его аналогов, даже фотографий».
Портрет девушки в скромном платье никогда не вызывал у ивановских искусствоведов особого интереса. Считалось, что она была либо гувернанткой, либо учительницей.
Подпись «петербургская артель художников» только подтверждала версию о невысоком происхождении особы. Мастера артели в то время писали в основном портреты обычных людей.
Полотно больше полувека пролежало в запасниках. В зале с работами
Узнать в этой девушке императрицу помог случай, когда музей посетил известный историк моды, модельер Александр Васильев.
Лариса Башкова, заместитель директора Ивановского художественного музея: «Когда он увидел это произведение в коллекции нашего музея, он действительно воскликнул: „Дагмара!“»
Сотрудники музея провели иконографическую экспертизу. Сравнили изображение императрицы на портрете и на репродукциях, найденных в старинных фолиантах, каталогах, электронных портретных галереях.
На фотографии Дагмары, сделанной еще в Дании те же глаза, нос и выражение лица.
Людмила Воловенская, директор Ивановского художественного музея: «Если сравнить фотографию с портретом, то можно увидеть сходство. В чертах лица мы видим девичью округлость, карие миндалевидные глаза, припухлые губы».
Теперь ученым предстоит выяснить, почему императрица изображена на портрете в простом одеянии и как полотно оказалось в подвалах Ивановского музея.
По одной из версий его могли привезти сюда в годы революции, когда советская власть проводила так называемую «чистку музейных фондов».
Чиновники избавлялись от работ, не обладающих высокой художественной ценностью. Под это определение в первую очередь попадали портреты с изображением императоров. Их называли царским хламом.
В одном из залов музея представлены портреты святейших особ. Здесь изображение Павла I, Петра III, Екатерины II. Образ императрицы Марии Фёдоровны появится тут, как только ученые найдут ответ на главный вопрос кто художник.
Есть предположение, что им является известный живописец, портретист Иван Крамской.