Здание суда возвращается к православным истокам

11.05.2007, 13:35

Помещения Невского федерального суда Петербурга могут вернуться русской православной церкви. Здание нынешних госучреждений когда-то было подворьем Важеозерского мужского монастыря в Карелии.

В Петербурге началась история, связанная с возвращением церкви исторических зданий, принадлежащих государству.

Помещения Невского федерального суда могут вернуться русской православной церкви. Здание нынешних госучреждений когда-то было подворьем Важеозерского мужского монастыря в Карелии.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Улица Московская теперь стала улицей Крупской в Невском районе современного Петербурга. О том, что четырехэтажное массивное здание было когда-то храмом, догадается, наверное, только человек невероятно любопытный.

Но если все-таки приглядеться, можно заметить: дом сохранил старые церковные объемы. Местами здесь обваливается штукатурка и становится понятно, какими были оконные проемы.

В кабинете председателя суда к многочисленным бумагам по судопроизводству прибавились две папки документов, связанных с храмом. В них — редкие фотографии церкви и послушников обители.

Ольга Урбанович трепетно относится к тому, что работает в таких стенах. Даже съездила в Карелию, где стоит монастырь, приход которого здесь был когда-то.

Ольга Урбанович, председатель Невского федерального суда СПб: «Жить в этом здании и видеть, какое оно было раньше, это очень интересно. Можно посмотреть схемы поэтажного плана и увидеть, что это был храм божий. По этим документам понятно, что колоннады проходили с первого по четвертый этаж».

Успенский храм построили в конце XIX века, а перестал он существовать уже в конце 20-х годов следующего. От православной символики избавились, внедрив советский дизайн.

Тогда на первом этаже прихожан сменили рабочие завода «Спутник». Говорят, им еще довелось увидеть убранство церкви. Нынешние обитатели — теперь все здание занимает суд — архитектурные особенности расшифровывают по силуэтам обшивки.

Ольга Урбанович, председатель Невского федерального суда: «Например, в одном из кабинетов можно вычислить специально обшитую и скрытую таким образом колонну. Сейчас видны только контуры. Теперь здесь зал судебного заседания».

Перекрытия и перегородки как будто разрезали храм на множество помещений. Но в большинстве залов заседаний — в прошлом кельях — сводчатые потолки.

Необходимые атрибуты и мебель судьям приходится вписывать в монашеские покои. Кое-где церковная планировка оказалась подходящей для работы служителей Фемиды. Здесь под старыми потолками еще отдается эхо шагов.

Электрик суда Игорь — человек верующий. Перед входом в подвал крестится. Он к каждому месту в этом здании относится по особому, все-таки храм.

По скудным архивным материалам здесь в подвале покоятся мощи настоятеля подворья иеромонаха Геннадия. Но научного подтверждения этому нет. Копать пытались, но ничего не нашли.

Игорь Клязо, электрик Невского федерального суда: «Здесь велись какие-то раскопки. Пытались откидывать глину. Но захоронение если и было, то навряд ли на глубине 20 сантиметров. Глубже надо было копать».

В Важеозерском мужском монастыре в Карелии хлопочут, чтобы Успенский храм, пусть и кардинально видоизменившийся, снова стал его подворьем. А в доме трудолюбия, где сейчас районный военкомат, сделали гостиницу для паломников.

Но землю под новое строительство пока выделили только суду. А он, в свою очередь, позволил открыть во флигеле иконную лавку, стараясь приблизить таким образом момент исторической справедливости. И нынешним посетителям бывшей церкви это на пользу.

Читайте также