Возмущенные россияне мстят Эстонии

27.04.2007, 20:05

Видео программы «Сегодня»

Гневная реакция Москвы на демонтаж Бронзового солдата не заставила себя ждать. С самым радикальным предложением выступил глава Совета федерации Сергей Миронов: он считает, что Эстонию надо наказать, разорвав с ней дипломатические отношения. А Госдума призвала ввести против Таллина экономические санкции.

Гневная реакция Москвы на демонтаж Бронзового солдата не заставила себя ждать. С самым радикальным предложением выступил глава Совета федерации Сергей Миронов: он считает, что Эстонию надо наказать, разорвав с ней дипломатические отношения. А Госдума призвала ввести против Таллина экономические санкции.

Уже известно, что инициатива нашла поддержку на местах — торговые сети в нескольких регионах России демонстративно сняли с продажи эстонские товары, прежде всего кильку и шпроты.

Многочисленные отклики на события в Таллине изучил корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Политики в Москве давно уже не произносили слов осуждения в такой концентрации. Законодатели сегодня требовали открыть по Эстонии огонь из всех орудий, исключая военные. Министр иностранных дел Сергей Лавров был дипломатичнее многих, когда обещал Таллину «ненормальные отношения» с Россией.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Я думаю, мы должны реагировать без истерики. Но надо делать очень серьезные шаги, которые показали бы наше истинное отношение к этому бесчеловечному поступку. И думаю, что так мы так и будем реагировать».

Нет прощения эстонским гробокопателям, говорится в заявлении депутатов Госдумы. Там также идет речь о бесчеловечных действиях властей Эстонии и кощунственном попрании памяти.

Константин Косачёв, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам: «Политические оценки происходящего остаются неизменными — это варварство, это кощунство, это недопустимо ни по каким политическим и ни по каким моральным соображениям. И мы, безусловно, должны потребовать от органов исполнительной власти самой оперативной и самой жесткой реакции на происходящее в Эстонии».

Депутаты потребовали отозвать из Таллина посла, ввести немедленные санкции и запретить въезд в Россию тем эстонцам, которые были причастны к смещению памятника. В то же время многие признавали, что саму ситуацию с памятником этим уже не повернуть.

Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Можно было 10–15 лет назад так простроить экономические отношения с Эстонией, что они никогда бы не посмели прикоснуться не только к памятнику, а вообще занять какую-то антироссийскую позицию. А теперь уже все бесполезно. Они его перенесли, и как что-либо сделать уже нельзя».

Депутат Светлана Горячева предложила перезахоронить останки советских воинов в России. Сегодня же из разных городов России поступили предложения приютить у себя свергнутый монумент.

Разорвать дипотношения и ввести санкции против Эстонии призвал также Совет федерации, при этом председатель комитета по международным делам Михаил Маргелов заявил, что такой ответ был бы неэффективным и повредил бы самой России на предстоящих переговорах о партнерстве с Евросоюзом. Спикер Совета федерации Сергей Миронов признал, что реакция палаты была, скорее, эмоциональной.

У посольства Эстонии в Москве сегодня митинговали активисты движения «Наши». Они окружили на выезде машину посла и пропели ей песню «Вставай, страна огромная»

Консульство Эстонии в Российской Федерации не выдавало сегодня визы и паспорта гражданам, которые пришли получить разрешение на въезд в эту страну. По громкой связи представители посольства заявили, что документы выдаваться не будут, пока не восстановится порядок вокруг территории.

Посол Эстонии в Москве сегодня все же смогла попасть на пресс-конференцию. Предложение о разрыве дипотношений она назвала шантажом.

Марина Кальюранд, посол Эстонии в России: «Обязанность любого демократического государства — сохранять, вести учет и относиться достойно к воинским захоронениям на территории этой страны. В Эстонии мы делаем это, учитывая как международные конвенции, международное право, также свои внутригосударственные законы».

В мире на события в Таллине пока никто не отреагировал. Только замминистра иностранных дел Литвы выразил поддержку Эстонии, назвав перенос памятника внутренним делом этого государства. Реакция российских ветеранов была предсказуемой.

Александр Мартышко, председатель Объединенного совета военных строителей — ветеранов ВОВ: «Я против этого! Я осуждаю их действия! И если уж на то пошло, я бы, несмотря на свой возраст, пошел бы туда и доказал наше отношение к хорошему, трудовому, миролюбивому эстонскому народу».

Если искать примеры из мировой практики, то в Германии, где советские солдаты ассоциируются с поражением во Второй мировой, памятники им все же стараются не трогать.

Беате Профи, руководитель комитета Сената г. Берлин по уходу за памятниками и историческими объектами: «Я не могу припомнить, чтобы кто-то ставил вопрос о переносе памятников в Берлине. Это ведь часть нашей истории. Наверное, у кого-то есть с этим проблемы, но абсолютное большинство берлинцев считает, что памятники советским солдатам должны стоять на своем месте и в надлежащем состоянии».

Пока трудно сказать, насколько призывы к разрыву отношений возымеют действие. Лица, которые принимают практические решения, пока не высказывались на этот счет.

Бронзовый солдат стоял в центре эстонской столицы на холме Тынисмяги с 1947 года. Место для монумента выбрано не случайно — он расположен рядом с церковью Каарли, которую в годы Второй мировой окружало кладбище. Именно на нем в сентябре 44-го хоронили солдат и офицеров, погибших в боях за освобождение Таллина.

Создателей монумента (скульптора Росса и архитектора Аласа) наградили Сталинской премией. А в 1965 году перед монументом зажгли Вечный огонь, который потушили сразу после восстановления независимости Эстонии.

В середине 90-х территорию вокруг Бронзового солдата реконструировали и (под предлогом реставрации) убрали плиты с фамилиями и званиями 13-ти похороненных там солдат. Сейчас в регистре эстонского департамента охраны памятников старины под номером 1234 значится лишь сквер вокруг монумента. Сам памятник в этом списке не упоминается.

Читайте также