Братские могилы спасет компромисс

26.04.2007, 17:20

События вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине говорят о радикально противоположном отношении русских и эстонцев к памятникам советской истории. Между тем в прибалтийской республике есть примеры цивилизованного переноса захоронений.

События вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине говорят о радикально противоположном отношении русских и эстонцев к памятникам советской истории. Между тем в прибалтийской республике есть примеры цивилизованного переноса захоронений.

В столице Эстонской республики за несколько дней до драматичных «раскопок» побывал корреспондент НТВ Илья Федосов.

Памятник советскому Воину-освободителю в последние месяцы — самая посещаемая достопримечательность эстонской столицы. По выходным здесь собираются русскоязычные жители Таллина.

Сюда постоянно приезжают иностранные журналисты, а члены добровольной дружины «Ночной дозор» несут дежурство круглосуточно, чтобы злоумышленники не пачкали монумент краской или не выражали свое презрение к советскому прошлому иным способом.

Вокруг советских памятников в Эстонии кипит напряженная борьба, но по-прибалтийски утонченная. Защитник памятников приносят к ним цветы, а противник — венки из колючей проволоки.

Цветы здесь можно купить везде, средняя цена букета — 110 крон. Проволоку приобретают лишь на окраинах, зато такой венок обойдется всего в 1,5 кроны. Это абсолютно точно отражает цену вопроса о памятниках для русских и для эстонцев.

Для русскоязычного населения этот памятник — объединяющий символ, для эстонцев — незначительная деталь городской топографии. Большинство горожан на происходящее в сквере на Тынисмяги уже давно не обращает внимания.

Наблюдать за очередным митингом приезжают только полицейские и иногда репортеры местного телеканала. Они говорят: «Для нас это не событие, просто выходные, новостей нет. Вот послали снять хотя бы русских у памятника».

А чем ближе 9 мая, тем больше по всей Эстонии у военных памятников собирается русских. Но в идеологическое противостояние это перерастает только в столице.

Город Палдиски находится в 50 километрах от Таллина. Здесь находится братская могила экипажа подлодки М-200, которая в 1956 году столкнулась с советским же эсминцем и затонула.

Два года назад останки пришлось перенести, поскольку нужно было освободить портовую территорию под застройку.

Церемонию перезахоронения помог организовать мэр Палдиски, эстонец, двух дедов которого в 30-е годы расстреляли большевики. «Большая политика — это одно, а погибшие люди — совсем другое», — говорит Яан Мельдер.

И эту точку зрения разделяют все местные жители. Случаев вандализма по отношению к могилам советских моряков тут никогда не было. Один раз, правда, с монумента сорвали бронзовую плиту, но не из политических соображений.

Леонид Руденко, капитан 1-го ранга в отставке: «Плиту сорвали однажды. Да и то свой же, русский украл, чтобы на металл сдать. Все, как на русских кладбищах».

Руины бывшего сверхсекретного объекта — учебного центра ВМФ, где готовили экипажи подводных ракетоносцев, тоже в своем роде памятник советскому прошлому. Но и он не вызывает интереса даже у радикально настроенных националистов. Ни одной экстремистсткой надписи на стенах. «У молодежи сейчас другие заботы», — объясняет Яан Мельдер.

Яан Мельдер, председатель городского собрания г. Палдиски: «У них есть сегодняшний день. Они об этом не думают: у них экономика, электроника, компьютеры. Им нет никакого дела до событий, которые произошли 60 лет назад. Это уже не их ежедневная забота».

В ситуации вокруг статуи солдата в Таллине все иначе. Здесь компромиссы невозможны. Реформистская партия, победившая на выборах, обещала своему электорату убрать монумент из центра города. И теперь будет выполнять обещание. Для защитников Бронзового солдата отстоять свою позицию также дело принципа.

Кристина Степанова, активистка организации «Ночной дозор»: «Зачем тратить наши же деньги на подготовку к переносу памятника? Длительное обсуждение, охрану, демонтаж?? Ведь эстонцам все равно! А нам нужно, чтоб он здесь стоял».

В то же время инициаторы переноса захоронения стараются обосновать свою позицию с практической и этической точек зрения. Как заявил премьер-министр Эстонии, не дело, когда прямо на могилах митингуют, пьют пиво и ждут троллейбуса. А без троллейбусной остановки, по мнению городских властей, у сквера на Тынисмяги никак не обойтись.

Читайте также