В честь ушедшего президента

25.04.2007, 21:24

Видео программы «Сегодня»

В память о Борисе Ельцине в Большом театре звучит опера «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова.

В память о Борисе Ельцине в Большом театре сегодня звучит опера «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова.

Несмотря на общенациональный траур, там решили не отменять давно намеченную премьеру, решив, что эта опера — лучший способ выразить благодарность и уважение первому президенту России.

Как говорят в руководстве Большого, судьба этих исторических личностей во многом похожа, ведь им выпало руководить Россией в самые трудные периоды ее истории.

Репортаж корреспондента НТВ Айрата Шавалиева.

Кто-то советовал премьеру перенести. Но потом в Большом поняли: что может быть более символичным, чем такое пересечение?

Премьеру истории царя Бориса, правившего страной в самые страшные годы смуты, посвятили памяти другого Бориса, первого президента России.

Екатерина Новикова, руководитель пресс-службы Большого театра: «Каждый служит, как он может, театр — это тоже храм. И этот спектакль — это наша служба в память о Борисе Николаевиче Ельцине».

В сцену коронации Бориса Годунова вмешивается голос, который привык отдавать команды из-за монитора или кинокамеры. Для Александра Сокурова это премьера в квадрате — дебют в опере и на сцене Большого.

Увешанный фестивальными регалиями, титулованный классик для этой сцены просто новичок. Скольких кино- и театральных режиссеров раздавил авторитет этих стен!

Александр Сокуров, режиссер: «Неоднозначные впечатления, потому что работа идет тяжело. Сложная постановка, в которой очень много непростых коллизий и профессиональных, и музыкальных».

Оказавшийся в новой для себя стихии, Александр Сокуров остался, однако, верен своей любимой творческой теме — правитель и власть.

На счету Александра Сокурова целая портретная галерея правителей и тиранов. Гитлер, Ленин, японский император.

Но очередной портрет, судя по всему, будет написан другими, более светлыми тонами. Опера «Борис Годунов» — это история счастливых людей, утверждает Александр Сокуров.

Во дворе Новодевичьего монастыря его призовут принять царский венец, и он пройдет весь путь до предательства и гибели. В этой хрестоматийной истории одной из главных русских опер для режиссера Сокурова нет человеческой судьбы, раздавленной властью.

В моем «Борисе Годунове» не ищите трагических персонажей, — говорит постановщик.

Александр Сокуров, режиссер: «Я имею в виду судьбы наших героев, и Бориса, и Шуйского, и Марины, и отца Марины, всех основных персонажей.

Каждый из этих людей все поставленные цели, какие в жизни были, выполнил. Ну, а какой ценой — это уже другой вопрос».

Драма, которая останется за кулисами — борьба кинорежиссера с оперной условностью. Это на крупном плане в кино видны увеличенные от ужаса глаза Марины Мнишек или коварный прищур Василия Шуйского.

А для театрального зрителя приходится искать более весомые аргументы, убедительные даже с галерки. Компромисс между драматической игрой и оперным искусством так и остался для Сокурова больной темой.

Михаил Казаков, исполнитель роли Бориса Годунова: «На начальном этапе мы работали над лицом, убрали какие-то оперные штампы, которые кочуют из спектакля в спектакль.

Но чем ближе к премьере, тем, мне кажется, Александр Николаевич явнее понял, что на сцене существуют какие-то свои законы, тем более на большой сцене, где все должно быть немножко покрупнее».

Во время репетиции режиссер все же настаивал на драматической достоверности, боролся с инертностью женского хора на балконе перед Успенским собором, и чистил оперу от столетних штампов.

Он настоял, чтобы впервые роль сына Годунова исполнил настоящий подросток, а не ряженая в мужское платье оперная певица.

Сокуров говорит, что ставил классическую, традиционную оперу. Потрясать основы русского театра не было в помыслах. Сокуровский «Борис Годунов» будет идти в Большом наравне со старой постановкой оперы Мусоргского. С нее тоже в прошлом году стряхнули пыль веков.

Читайте также