Голландцы избавили южноафриканский футбол от колдовства

23.04.2007, 21:01

Петербург и южноафриканский Кейптаун становятся похожи. В обоих городах строятся современные спортивные арены, а футбольные команды тренируют голландские наставники.

Создание новых стадионов считается одним из самых прибыльных видов строительного бизнеса. В Петербурге только начинают накапливать этот опыт, возводя ультрасовременную арену на Крестовском острове.

Между тем в Южно-африканской республике также возводят новые стадионы, а футбольные команды тренируют голландские наставники.

Архитектурно-спортивные параллели между Кейптауном и Петербургом проводил корреспондент НТВ Николай Никитин.

Попасть в десятку по-африкански. Именно в Кейптауне будут проводить чемпионат мира по футболу в 2010 году. Общего с Петербургом гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

При этом не избежать журналистских штампов: «Здесь проводят пикеты местные жители. Их не устраивает строительство такого большого объекта и то, что уничтожается парк».

Тем временем пока пикетчиков не видно, рабочие спиливают дерево.

Котлован начали рыть только на этой неделе, хотя деньги на работы выделяли уже несколько раз. Здесь строится местный стадион Кирова, называется «Грин пойнт стэдиум» (The green point stadium). Старую арену снесут, на ее месте построят новую.

Фамилии южноафриканского архитектора Никольского уже никто не помнит, а своеобразным «быстрее, выше, сильнее» на спортивных сооружениях Кейптауна обычно выступает «безопаснее секс — длиннее жизнь». Просто о жизни футболисты поют на языке зулу, при чем на тренировке.

Команда «Суперспорт Юнайтед» (Supersport United) приехала из Йоханнесбурга. В Кейптауне спортсмены устроили смотрины для тех, кто претендует в будущем на позицию Пеле, хотя уместнее говорить о гулетах.

Тренер футбольной академии голландец Лабом — приятель Хиддинга и Адвокаата. Считает, что его работа схожа с дипломатической миссией.

Нико Лабом, тренер футбольной академии: «Нашу страну можно переехать с севера на юг за четыре часа, с востока на запад — за два. Но в каждой деревне можно играть в футбол. Так получилось, что чуть ли не весь мир в футбол учим играть мы».

Еще один след голландских колонистов — академия «Аякс-Кейптаун», филиал клуба «Аякс-Амстердам». Цвета те же, а греческий бог победы адаптирован под африканские нужды.

Шуз Мекуто, менеджер клуба «Аякс — Кейптаун»: «У нас здесь маленькие ноги (отпечатки на полу) становятся большими и уходят на стенку (в виде кроссовок, привязанных к стене для интерьера). Это очень простая история о том, как маленький игрок становится игроком национальной команды. Т.е. мы берем у каждого бутсы первого матча в Премьер-лиге и картинку. Когда вы снова приедете к нам в 2010-м, вы увидите, что эта стена будет полностью заполнена».

Главная гордость местного футбола — Стивен Пиенар. Он сумел перейти из кейптаунского «Аякса» в основной. Сейчас играет в Боруссии. Он представляет собой что-то вроде примера для трудных подростков.

Педагогический эффект от присутствия Пиенара слабый. На прошлой игре была перестрелка и сегодня полицейских больше, чем зрителей. Это не единственная особенность африканского футбола. До 1998 года в некоторых командах был штатный колдун. С приходом голландцев шаманы лишились работы.

К сожалению или к счастью, общеафриканские особенности на южноафриканский футбол не распространяются. В Кейптауне колдунов не признают. Но основная интрига матча все равно носит околофутбольный характер. В Кейптауне необычайно ветрено. Это дает преимущество всем местным командам перед приезжими.

Раньше для сильного удара игроков били копытом зебры, для защиты от травм посыпали шерстью льва. Теперь просто умело используют природные явления. Хотя у футбольных специалистов все еще возникают сомнения: такие комбинации — это погода, тренерская работа или все-таки влияние язычников.

Читайте также