Немецкие мегаполисы рискуют стать банкротами из-за «спящих строек»

27.06.2014, 22:06

Видео программы «Сегодня»

Не сделано в Германии: в немецких городах срываются одна крупная стройка за другой. А убытки уже исчисляются миллиардами евро.

В Германии сегодня обсуждают новый виток скандала вокруг самого известного в стране долгостроя. Выяснилось, что один из главных проектировщиков аэропорта Берлин-Бранденбург, открытие которого переносили уже не один раз, не имел ни инженерного, ни архитектурного образования.

Водить заказчиков за нос обычному строителю Альфредо Ди Мауро удавалось так ловко и так долго, что теперь немцы с подозрением присматриваются ко всем незаконченным крупным стройкам. А таких в Германии, как убедился корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, оказалось немало.

Суперсовременный аэровокзал, железнодорожная станция, гостиницы, развязки — и ни души. Это похоже на чернобыльскую Припять. Только если оттуда бежали, то сюда и не заезжали. Пять лет главный немецкий долгострой стоит на замке из-за неисправной системы противопожарной безопасности. Открытие аэропорта, изначально намеченное на 2011-й, срывалось уже трижды.

За это время новый терминал Берлина успел стать старым, порасти быльем и принести убыток в 5 с лишним миллиардов евро. Каждый месяц простоя на этой стройке обходится казне Берлина — и без того почти что банкрота — в 40 миллионов евро. На потраченные средства страна могла бы возвести три воздушные гавани, но пока что не может справиться и с одной.

А 100-метровая филармония Гамбурга еще четыре года назад должна была стать визитной карточкой города. Но ни Валерий Гергиев, ни Анна Нетребко, давно заявленные на афишах, в этих стенах так и не выступили. С архитектурной точки зрения — шедевр, возведенный поверх старинных портовых складов, небоскреб, вместивший в себя отель, апартаменты и три концертных зала. А с точки зрения самих горожан — во всех смыслах бездонная прорва.

Самим немцам было бы смешно, если бы не было так тревожно. Едва ли не каждая крупная стройка здесь в худшем случае провал, в лучшем — взлетевшие сметы. От вокзального комплекса в Штутгарте и новой ветки метро в Берлине до возводимых в Бразилии немецкими фирмами стадионов к чемпионату мира по футболу — чем амбициознее задача, тем меньше шансов на успех.

Клаус Геве, менеджер строительной компании: «В Германии хотят, чтобы здания были возведены на высшем уровне, но по нижайшей цене. Вот хотим такой объект, есть у нас на него столько-то денег, а сколько он реально стоит, нас не волнует. Немцы разучились планировать, учитывать риски, считать на два шага вперед. Это самообман. Нам главное, мол, дешевле».

Немецкий менеджер Клаус Греве координировал строительство олимпийских объектов в Лондоне и сдал их на полгода раньше срока. Прежде, говорит, весь мир учился у немцев порядку и дисциплине. Теперь же миллиардные контракты уходят зарубежным компаниям. На немецком же на смену английскому Made in Germany («Сделано в Германии») появился новый термин «спящие стройки» — такие, на которых месяцами ничего не происходит.

Читайте также