В Польше после вступления в силу так называемого «Закона о люстрации» в стране фактически введена презумпция виновности.
В Польше разгорелась борьба с наследием советской эпохи. После вступления в силу так называемого «Закона о люстрации» в стране фактически введена презумпция виновности.
Отныне каждый поляк, заставший эру социализма, должен доказывать, что не был агентом спецслужб. Уклонистов ждут санкции. Какие именно выяснил корреспондент НТВ Виктор Кузьмин.
Кто на кого стучал? Был ли сосед агентом спецслужб в период социализма? Это сейчас самые главные вопросы, занимающие жителей Польши. Страна готовится к люстрации, то есть к очищению.
Официальная Варшава говорит, что это обязательный процесс после смены режимов, пусть и с задержкой в 15 лет.
Польский национальный институт памяти все чаще называют неофициальной политической полицией. В архивах ведомства есть почти все и почти на всех, кто доносил, сотрудничал и мог это делать. Она из новых задач института проверять и обнародовать.
Анатолий Дудик, сотрудник польского Национального института памяти: «Человек заполняет анкету, в которой указывает, сотрудничал ли он со спецслужбами Польской Народной Республики. Потом специальный отдел нашего института проверяет эту информацию. Если сведения, указанные в анкете, лживы, дело передается в суд».
Через люстрацию пройдет более полумиллиона поляков. Власти расширили список проверяемых. Не доверяют сегодня журналистам, адвокатам, артистам, политикам и дипломатам.
Актер Матей Даментцкий уже был шпионом в нашумевшем в социалистические времена фильме «Ставка больше, чем жизнь». Сегодня его фамилия фигурирует уже в реальных списках агентов Польской Народной Республики.
Матей Даментцкий , актер: «Естественно, я не хотел сотрудничать. Но мне тогда объяснили, что ничего страшного в моей деятельности нет, что мне нужно только написать об отношениях, царящих в нашем театре».
Правящая коалиция в Польше называет люстрацию программой, она даже получила название «Память и ответственность». Но некоторые политики говорят, что в ней, кроме злопамятства и безответственности, ничего нет.
Уже известны случаи, когда человека обвинили в сотрудничестве с службами безопасности
Тадеуш Цыманьский, депутат польского сейма, член фракции «Право и справедливость»: «Мы стараемся сделать все, чтобы не пострадали случайные люди. Но даже в суде невозможно провести такой процесс без риска осудить невиновных».
Ежи Урбан бывший член правительства Польской Народной Республики, теперь он владеет одним из еженедельников. Ежи Называет себя главным противником люстрации. Как владелец средства массовой информации, он обязан сотрудничать с властями в программе очищения и проверять своих сотрудников. Но его ответ инициаторам люстрации все так же однозначен.
Ежи Урбан: «Я им палец показал, я не буду заниматься этой глупостью! Я не буду никого люстрировать!»
Сама постановка вопроса о люстрации вызывает протесты даже со стороны тех, кто во времена ПНР был ярым оппозиционером. Журналист газеты «Выборча» Эва Миленич не понимает, почему она должна доказывать властям свою непричастность к спецслужбам.
Эва Миленич, журналист газеты «Выборча»: «Я не хочу отвечать на вопрос анкеты, была ли я агентом, сотрудничала ли я со службами. Государство и так это знает, у них есть все документы. Пусть меня об этом не спрашивают».
В Польше еще не забыт инцидент, когда в Интернет попал некий список агентов СБ. После этого весь мир узнал о том, кто в польском дипломатическом ведомстве является сотрудником спецслужб.
Сегодня уже простые граждане не без страха ожидают, что их фамилия
А идеологи люстрации уже предлагают полное очищение переименование улиц и демонтаж памятников. Раздаются предложения снести один из символов Варшавы Дворец науки и техники, ведь его Польше подарил Советский Союз во время правления Сталина.
Читайте также
- Интерпол не выдал ордер на арест сбежавшего из Польши
экс-судьи Шмидта - Бегство известного судьи в Белоруссию шокировало польских министров
- В Польше назвали предателем попросившего убежище в Белоруссии судью
- В Польше реконструктора из России признали виновным в шпионаже
- «Газпром» хочет взыскать $935 млн с польской Orlen
- На Украине начались перебои с поставками лекарств и топлива