Великий актер пошел наперекор боли и судьбе

20.04.2007, 15:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В России вспоминают Павла Луспекаева. Заслуженному артисту РСФСР исполнилось бы 80 лет.

20 апреля блистательному актеру Павлу Луспекаеву исполнилось бы 80 лет. Его визитной карточкой стал фильм «Белое солнце пустыни», а таможенник Верещагин — символом для большинства обладателей этой профессии. Но актерские возможности Луспекаева были настолько велики, что он мог играть любые роли.

О самых ярких моментах жизни великого актера рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Безудержного Ноздрёва в телевизионных «Мертвых душах» сегодня практически не помнят. А ведь игра Луспекаева тогда стала событием. Гоголевский персонаж в его трактовке до сих пор считается лучшим.

Записей телеспектаклей с участием Луспекаева осталось немного, именно они могут рассказать об исполнительской манере актера в театре. Партнеры по сцене даже побаивались Луспекаева: переиграть его и на подмотсках, и в кино было невозможно.

Говорят, что его актерская тетрадочка, куда выписываются все роли, была буквально исчиркана. В поиске точного образа и нужных акцентов он мог часами просиживать всего над несколькими фразами.

А в начале карьеры педагоги были уверены, что высот в профессии Луспекаеву не достичь. В театральном ему преподавали гранддамы Гоголева и Турчанинова.

Когда после окончания Щепкинского училища Луспекаев пробовался в Малый театр, именно Турчанинова сказал молодому актеру: «Мы не сможем Вас взять в театр из-за акцента. Вы у нас не станете народным». На что Луспекаев ответил: «Бабушка, я и с акцентом стану народным».

Отец Луспекаева был нахичеванским армянином, а мать донской казачкой. Такое происхождение дало кроме акцента еще и открытый мощный темперамент. Он унаследовал и вспыльчивость отца, и музыкальный талант матери. Его исполнение песни Булата Окуджавы «Ваше благородие, госпожа удача» считается непревзойденным.

Съемочная группа «Белого солнца пустыни» очень хотела работать с Луспекаевым. Ради этого разрешили взять в гарем рекомендованную им актрису.

Татьяна Ткач, народная артистка России: «Закончилось это трагически. Он сказал, что не поедет сниматься в „Белом солнце пустыни“, пока я не поеду в этот гарем, то есть пока не стану сниматься в картине. Почему трагически? Потому что тогда меня утвердили на роль в фильме „Бег“ и он тоже пробовался. Павел Борисович все время звонил и спрашивал, утвердили меня или нет. И добавлял, что по Парижу в кальсонах может пройти только он».

Режиссеры «Бега» так и не рискнули утвердить Луспекаева из-за недуга. Болезнь его преследовала практически всю жизнь. Ступни ног будущий актер отморозил еще подростком в партизанском отряде. Луспекаев всегда боялся, что боль не позволит ему проявить свой талант.

Татьяна Ткач, народная артистка России: «Вдруг кто-то сказал Фурцевой, что погибает такой талантливый артист. И она выписала ему лекарства из Италии. И он рассказывал, что ступни стали заживать как на собаке».

Павел Луспекаев стал действительно народным не по званию, а по зрительской любви. Частичная ампутация ступней все же не позволила играть на сцене. Но кто видел луспекаевского Нагульного в «Поднятой целине» или Галлена в «Несклонившие головы» говорят в один голос: вера в предлагаемые обстоятельства ему вообще ничего не стоила.

Он был гений сцены и киноэкрана. Его герои жили жадно и стремительно, как и сам Луспекаев. Он будто боялся не успеть.

Читайте также