В особняке Румянцева открыта экспозиция «Дорогу аналитическому искусству». Ее посвятили 80-летию выставки учеников авангардиста Павла Филонова в ленинградском Доме печати.
В особняке Румянцева открыта экспозиция «Дорогу аналитическому искусству». Ее посвятили
Сегодня в особняке на Английской набережной можно увидеть три картины из того собрания.
Репортаж корреспондента НТВ Николая Никитина.
Мало кто помнит, какие выставки открылись в Петербурге на прошлой неделе, но многие помнят, что было 80 лет назад триумф школы Филонова. «Мастера аналитического искусства» показали, что будет, если следовать принципу учителя «пошлите существующие течения и действуйте как исследователь- натуралист».
Сегодня можно увидеть три исторических полотна из той самой коллекции с громким названием: «Гибель империализма». Открытия науки русского авангарда. Одним из тех, кого в те времена «посылали», был Пабло Пикассо.
Юлия Демиденко, куратор выставки: «Пикассо не увидел мира. Он просто разложил традиционную форму, но дальше этого не пошел. Смысл филоновского направления состоял именно в том, чтобы пойти дальше».
Малевич думал о выходе человека в космос. Филонов внимательно следил за исследованием микромира и пришел к выводу: «Полувершковая кисть привела к педагогическому разгильдяйству и халтуре», «бойкоту частных элементов».
Согласно теории искусства Павла Филонова, все произведения должны быть «сделанными». Что это означало на практике для его учеников? Запрещалось пользоваться толстой кистью и разрешалось только тонкой: нужно было изображать молекулярную или даже атомарную структуру объектов. При этом по размерам полотна были сопоставимы со стенами домов.
Имя Филонова все чаще звучит в связи с международными музейными скандалами. В 1983 году центр Помпиду напечатал в своем каталоге филоновские репродукции. Рисунки в Русский музей возвращали сотрудники ФСБ.
Недавно на аукционе «Сотбис» (Sothebys) продали работу школы Филонова, именно школы. В мире этого творческого коммунизма художественную собственность объединяли. Проданная работа это часть разрезанной картины. Одна половина принадлежит кисти художницы Глебовой, вторая Алисы Порет.
Людмила Вострецова, искусствовед: «Уже в послевоенное время потребовалось свидетельство учеников, для того чтобы уяснить, кто из них что написал. Ведь работы создавались как единое коллективное творчество. Малевич тоже свои работы не подписывал. Ученики работали как единый организм. Это было важно».
Главное филоновское место набережная реки Фонтанки. Напротив бывшего Дома печатников, где «мастера аналитического искусства» заявили о себе, находится памятник блокадникам. Так получается, что и Филонову (художник умер в осажденном городе). О нем забыли, но, по свидетельству учеников, он ясно осознавал: придет время его школы. Случилось это через 80 лет.