Пакистан бережет советское наследство

12.04.2007, 14:36

Видео программы «Сегодня»

Один из ключевых союзников США в войне с терроризмом — Пакистан — готов расширять связи с Россией, в том числе в сфере атомной энергетики, обороны и безопасности.

Один из ключевых союзников США в войне с терроризмом — Пакистан — готов расширять связи с Россией, в том числе в сфере атомной энергетики, обороны и безопасности.

Соответствующие соглашения будут подписаны в ходе визита в Исламабад Михаила Фрадкова. Принимая российского премьера, пакистанцы часто вспоминают о тех временах, когда Советский Союз был для них важнейшим экономическим партнером.

Корреспондент НТВ Дмитрий Калениченко оценил и то, что было создано совместными усилиями лет 40 назад, и новые перспективы двустороннего сотрудничества.

Сталелитейный комбинат на презентациях железно произведет впечатление: у страны есть металлургия. Он визитная карточка Пакистана уже 25 лет.

Иршак Ризви, глава исполнительного комитета сталелитейного комбината: «Комбинат — это моя жизнь, здесь началась карьера. Расплавленная сталь, ее жар — это моя кровь».

Комбинат отлил прочную путевку в жизнь сотням тысяч пакистанцев. Когда политики говорят об отношениях России и Пакистана, в прелюдии обязательно вспоминают завод, его построил Советский Союз.

Иршак Ризви — живая легенда. Несмотря на уже подзабытый русский, слова будущего министра черной металлургии Шатунова в те минуты застыли в памяти.

Сегодня легенда о русском заводе ветшает вместе с доменными печати — 25 лет без ремонта. Здесь уголь возят чудом выжившие КрАЗы, старые вагоны на путях с колеей российского стандарта, в пультовых висят обветшалые инструкции на русском, а самих русских нет.

Саед Иштиак Расул, врач-кардиолог: «Бывают взаимные договоры между странами о признании дипломов. С нашей стороны, к сожалению, с Россией нет такого договора».

После медицинского университета и аспирантуры в России Иштиак Расул еще раз экзаменовался на врача в Пакистане, поэтому российские дипломы пылятся где-то под шкафом.

Господин Иштиак сожалеет, что в России мало знают Пакистан, его русская жена москвичка презрительно говорит о европейской моде. В ее гардеробе яркие платки и шали, подруги повержены.

Вера Иштиак: «Подружки приезжали, всем очень понравилось. Одни приезжали на неделю и остались еще. Все ходили в моих платьях национальных».

Сегодня на пакистанских дорогах новеньких КамАЗов только 20. менеджмент компании-сборщика называет их визитной карточкой России и терзает беспощадно. У одного из грузовиков за три месяца пробег составил 100 тысяч километров. Получается тысяча километров сутки.

Собирают российские машины пакистанцы сами на сборочном заводе «Ниссана» (Nissan).

Тарик Халиль, руководитель проекта: «Скручиваем рельсы, крепим шасси, нанизываем колеса, далее мотор и кабина».

Грузовик собирают по принятому на предприятии нормативу, который звучит так: 120 человек-часов. Особенность пакистанской модели — руль справа и мотор мощностью 360 лошадиных сил. В России достаточно 260.

Бригадир Якуб проверяет регулировку угла поворота колес.

Якуб, бригадир смены: «Русскую машину можно сравнить с японской, они одинаковы по качеству».

Грузовики здесь необходимы, на них 80 процентов внутреннего товарооборота. Где-то в пути из России еще 20 сборочных комплектов, русские машины еще не собраны, но уже проданы.

Читайте также