Принцесса российской поэзии — вне времени и пространства

10.04.2007, 21:22

Видео программы «Сегодня»

В эмиграции Набоков не принимал никого из советских писателей и незадолго до смерти сделал исключение лишь для одной поэтессы.

В эмиграции Набоков не принимал никого из советских писателей и незадолго до смерти сделал исключение лишь для одной поэтессы. Сегодня у нее юбилей. 70 лет исполнилось Белле Ахмадулиной.

Помимо встречи с белоэмигрантом, эта хрупкая женщина совершила еще много мужественных поступков: отказалась участвовать в травле Пастернака (за что была исключена из Литинститута), ездила в ссылку к Сахарову, писала письма в защиту Войновича, Аксенова и Бродского… Последний называл ее «наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии».

Свои стихи Ахмадулина не только пишет, но и читает в одной ей свойственной манере — с трепетом и придыханием.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов побывал на творческом вечере поэтессы.

С таким именем фамилия, в общем-то, не нужна. Мы говорим Белла, подразумеваем Ахмадулина. «Воплощение поэзии», как любят писать про нее журналисты и критики.

Когда Ахмадулину на пару с Василием Аксёновым высмеивали в «Крокодиле», про поэтессу написали: «Автор явно не в себе». Мол, что с нее возьмешь?

Василий Аксёнов, писатель: «Маленькие самолеты, как маленькие соломоны, все знают, и вокруг сидят… И „Крокодил“ — партийный орган сатиры — долбал по нам. Напечатал этот стих целиком, как бы говоря — сами судите, товарищи, что это за безобразие».

Ахмадулину в 1959 исключили из института из-за Пастернака.

Белла Ахмадулина, поэтесса: «Я не подписала письмо. Мне сказали: мы тебя как бы на два года условно исключим, а ты поработаешь на производстве. Я говорю: да ведь с производством не очень хорошо обстоят дела, так что же я буду вредоносным соучастником».

Отчисление из института не укротило Ахмадулину. Она снова и снова демонстрировала смелость на грани безумия. Защищала Сахарова, Солженицына, Бродского. Выехав за границу, встречалась с опальными эмигрантами и запрещенным Набоковым.

Поэтические вечера в Политехническом музее… В 60-х они собирали тысячи слушателей. Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина — их называли «поэтами эстрады».

Белла Ахмадулина, поэтесса: «Время чуть-чуть давало очень условную, очень обманчивую трещину. Ну и люди ожидали, что поэты чище и быстрее ответят на волнующие их вопросы».

Про себя Белла Ахатовна говорит, что ее место уж точно за столом, а не на сцене. Но именно этот певучий голос, эта возвышенная отрешенность, — вот что ждут от личной встречи с поэтессой. Она, как и раньше, наизусть читает свои стихи размером в несколько страниц. А если вдруг забудет слова, в зале обязательно найдется преданный читатель, готовый подсказать.