«15 моряков»: кто виноват и что делать?

06.04.2007, 20:36

Видео программы «Сегодня»

В графстве Дэвон прошла пресс-конференция самых популярных людей Британии.

В графстве Дэвон прошла пресс-конференция самых популярных людей Британии. Таковыми третью неделю остаются 15 моряков, само это понятие уже стало идиомой.

Вопрос к ним, по большому счету, всего один — почему, попав в иранский плен, они так истово и вроде искренне каялись? Неужели они и вправду в чем-то виноваты?

Телеканал «Скай Ньюз» (Sky News) уже предложил ответ. Выяснилось, что накануне плена один из моряков дал интервью, в котором прямо сказал: мы собираем разведывательную информацию.

После освобождения британцев пресса вообще перестала деликатничать: пишут, например, что захваченные вели себя не по-мужски, хотя женщина среди них была всего одна.

С подробностями — корреспондент НТВ Евгений Ксензенко.

Это первая пресс-конференция освобожденных моряков. Они пришли в зал вместе с родственниками. В последние две недели им часто приходилось давать интервью, в искренности которых на родине сомневались многие. Теперь другие условия — за спиной огромный британский флаг, поддержка родных и Министерства обороны.

Феликс Кармен, лейтенант ВМС Великобритании: «Сразу оговорюсь, мы находились в территориальных водах Ирака. Неважно, что об этом говорили в последнее время. В Иране нам прямо сказали: вам грозит 7 лет тюрьмы, если вы не признаете, что нарушили морскую границу. У нас не было выбора».

Крис Эйр, капитан ВМС Великобритании: «Совершенно очевидно, что иранцы заплыли в иракские территориальные воды с единственной целью — взять нас в плен. Нас быстро окружили, навели оружие, было бессмысленно сопротивляться. Иранцы были настроены решительно. И если бы мы попытались вырваться, сейчас бы уже не сидели перед вами».

Никаких ограничений для журналистов, моряки готовы были ответить на все вопросы. Представители министерства обороны не потребовали особых условий. Интерес у прессы был огромный.

Что же все-таки произошло? Есть ли оправдание признаниям, сделанным в Иране и энергичному сотрудничеству? Осуждений или обвинений нет. Наоборот — в министерстве обороны говорят: «Они вели себя с достоинством в плену». Но все же идет тщательная проверка.

Дес Браун, министр обороны Великобритании: «Мандат миссии ООН совершенно четко уполномачивает наших военных собирать информацию об обстановке, в которой они работают. Это одна из их обязанностей — получать важные данные, ведь они помогают обеспечить безопасность солдат».

Джок Стеррап, главный маршал авиации Великобритании: «У нас бывают операции, о деталях которых мы предпочитаем не распространяться. Бывают, конечно, и утечки информации, но не стоит ожидать таковых от меня».

Известно, что все бывшие пленные должны сдать кровь на анализ, есть подозрение о воздействии наркотиков. Их могли подсыпать морякам в еду.

Два интервью капитана Криса Эйра в этом месяце, кажется, сделали ситуацию еще более запутанной и щекотливой. Первое он дал за 5 дней до пленения. Патруль тогда находился в иракских территориальных водах. Вместе с моряками на корабле был репортер британской телекомпании «Скай ньюс». Крис Эйр отвечал уверенно.

Крис Эйр, капитан ВМС Великобритании: «Помимо прочего, мы тут занимаемся сбором разведданных. Опрашиваем экипажи досматриваемых судов о пиратстве, да и вообще о любых действиях Ирана в этом районе».

До сегодняшнего дня это интервью хранили в тайне, журналисты опасались за жизнь военных. В плену Крис Эйр признался в нарушении границы Ирана.

Крис Эйр, капитан ВМС Великобритании: «В пятницу 23 марта мы вышли на дежурство патрулировали район Персидского залива. В 10 часов утра нас захватили. Система глобального позиционирования показала, что мы находимся в территориальных водах Ирана. С тех пор с нами хорошо обращались — всегда следили, чтобы хватало еды».

Поведение моряков сейчас обсуждает вся страна. Например, на форумах их коллеги-военные дают разные оценки: «Что, черт возьми, случилось с королевскими морпехами? Они члены элитного подразделения. Может, правительство лейбористов сознательно разрушает армию? Держит самолеты в ангарах, выводит из строя корабли и прочие боевые единицы, и тем самым снижает боевой дух солдат?»

Другая цитата из форума: «Поразительно, как всего лишь одна газетная статья испортила репутацию военных. Первое правило, попавших в окружение солдат — не сопротивляться противнику. И, насколько я понимаю, моряки его нарушили».

Если бы Иран и Великобритания воевали друг с другом, то в случае попадания в плен моряки должны были действовать согласно Женевской конвенции. При допросе они имеют право только сообщить свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Психологическое давление — единственное официальное объяснение поведения моряков в плену. На данном этапе оно всех устраивает. Новые детали и подробности обязательно появятся, но чуть позже, в фильмах, книгах и журналистских расследованиях. Военным уже предлагают огромные суммы за эксклюзивные интервью.

Читайте также