Народный театр превращает каждого селянина в актера

27.03.2007, 13:50

В Новгородской области в течение многих десятилетий существует Медведский народный театр. Сцена, на которой пробовали творческие силы композитор Пётр Чайковский и писатель Алексей Толстой, скоро отметит 110-летие.

В Новгородской области в течение многих десятилетий существует Медведский народный театр. Сцене, на которой когда-то пробовали свои творческие силы композитор Пётр Чайковский и писатель Алексей Толстой, скоро отметит 110-летие. Все эти годы в маленьком зале театра в селе Медведь — аншлаги.

Секреты народного успеха — в репортаже из Новгородской области корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Главный очаг культуры в селе Медведь одновременно и гараж для пожарной машины. Ее водитель Сергей Понедельченко — самодеятельный актер с сорокалетним стажем Роль повторяет прямо за баранкой.

Сегодня премьера. Даже единственной написанной от руки афише на центральной улице достаточно, чтобы вопрос «что делать вечером» для любого местного отпал.

Все без исключения селяне идут в театр. Жительницы Медведя приходят сюда не только из-за премьер, но и потому, что в постановках заняты их земляки — совхозные рабочие.

В населенном пункте, где нет ни одного кафе, а водопровод до сих пор недосягаемая роскошь, вот уже век, как таланты не переводятся. Здесь если не каждый второй артист, то уж точно каждый третий. Даже в интервью заезжим корреспондентам многие не могут удержаться, чтобы не исполнить частушку:

Я бабенка с деревеньки, у меня пузо на боку.
Хоть и пузо на боку, да я любого завлеку!

В XIX веке село Медведь Новгородской губернии славилось зажиточным купечеством и офицерами. Дом купца первой гильдии Ивана Гаврилова тогда выглядел образцово. Сегодня здесь краеведческий музей, целый зал которого посвящен Народному медведскому театру.

Юлия Брагина, заведующая краеведческим музеем «Надо сказать, что он существовал и раньше как драматический кружок. Здесь в казармах ставили спектакли, где играл 20-летний Пётр Ильич Чайковский».

В советские времена они ставили «Поднятую целину», в конце 1990-х «Сказ о Федоте Стрельце», а в промежутке переиграли всего Островского. В этом году не стало режиссера Валентины Фоминой, которая за последние полвека сумела заразить театром несколько поколений односельчан.

У Юрия Копейкина в Медведском театре играли и дед, и отец. Работая кочегаром в котельной, он сначала исправно протапливал зрительный зал, потом взялся за декорации, а теперь выбирает актерское амплуа.

Юрий Копейкин, кочегар: «В любовники я не гожусь, старый. А вот что-нибудь веселое, похожее на то, что отец играл, я б с удовольствием исполнил. Хочется, чтобы народ смеялся до слез».

Во времена былых аншлагов в деревенский театральный зал приходили даже со своими стульями, мест не хватало. А сейчас количество кресел сократили вдвое и все равно все помещаются.

Ряды талантов и поклонников редеют одинаково быстро. Молодежь из села уезжает, так что на Шекспира не замахнешься: ни Ромео тебе, ни Джульетт. Репертуар приходится строить с расчетом на старую гвардию, причем по обе стороны рампы. И деревенская трагикомедия про старика и старуху здесь как нельзя кстати.

Но в следующем году театру сто десять и тут уже без классики не обойтись. Привлекать будут всех: от школьного физрука до главы местной администрации. Старожилы труппы шутят: «У нас тут артисты не заслуженные, а народные, потому что из народа».

Читайте также