Отсутствие правил антикварной торговли и несовершенство законодательства привели к тому, что российским музеям приходиться выплачивать огромный налог на приобретаемый из-за рубежа экспонат. Сотрудники Царского села обратились с письмом к министру Герману Грефу.
Специалисты Росохранкультуры озабочены уровнем теневого оборота на рынке антиквариата. В России его масштабы превышают легальный, составляя почти 300 млн. долларов.
По мнению зампреда ведомства Анатолия Вилкова, это происходит
Тему продолжит корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Миниатюру с портретом придворного архитектора Адама Минеласа заместитель директора заповедника «Царское село» показывает как особую реликвию. Работа Боровиковского досталась музею очень дорого. Пришлось торговаться на лондонском аукционе «Кристис». Покупка обошлась в 32 тысячи фунтов стерлингов.
В конце прошлого года там же на «Кристис» купили портрет супруги Николая I Александры Фёдоровны, кисти Крюгера. С Лондоном связывались по телефону, но когда время подошло к заветному 12 лоту, эмоций в кабинете директора было не меньше чем в зале, где шли торги.
Ираида Ботт, первый заместитель по научной работе директора
Собственные коллекции Царского села очень пострадали во время войны, и вещами хорошего музейного уровня сегодня восполняют потери. Императрица долго была хозяйкой Царского села, поэтому ее портрет очень нужен для создания фамильной романовской галереи.
Сотрудникам «Царского села» можно было торговаться до 110 тысяч фунтов стерлингов, полотно обошлось в 40. На сэкономленные деньги удалось купить фарфор с императорской яхты «Левадия» и фарфор братьев Корниловых. Однако когда музейщики подсчитали, что нужно заплатить еще около 600 тысяч рублей пошлины, расстроились.
Музеи пополняют свои коллекции, в том числе покупая антикварные ценности на западных аукционах. Вместе с этим пополняется и национальный фонд России.
При этом музеи должны обязательно выплачивать таможенный сбор в 18 процентов от стоимости. Если учесть, что цена на некоторые предметы искусства достигает 100 тысяч долларов, то музеи вынуждены отказываться от приобретений: на покупку и на налог денег не хватает.
Русский музей уже несколько лет как отказался от подобных закупок, которые становятся обременительными.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея: «У нас нет дополнительных денег на выплату налога в 18 процентов. А потом это довольно длительная процедура. Получается, что месяца
Редкая работа Вильгельма Которбинского, художника XIX века, была подарена американским коллекционером. За картину «Распятие» выплачивали налог, когда она уже находилась в фондах.
При дарении таможенную пошлину можно не платить, но в этом случае процедура оформления должна идти через министерство культуры. Как правило, это длительный процесс. Несколько месяцев картина находится вне закона Как правило, на таможне где не могут проследить ни за условиями хранения, ни за сохранностью вещи. Сотрудники музеев даже говорят, что в таком случае подарок проще не брать.
Владимир Грусман директор Российского этнографического музея: «Музеи РФ являются законопослушными организациями. Все, что находится в кругу российских законов, все это выполняем. Мы имели
Попытки изменить на законодательном уровне систему таможенной пошлины для музеев предпринимались неоднократно. Парадоксально, но не платить налог при покупке антиквариата за рубежом, как и прежде, имеют право только частные лица.
Сегодня в Царском селе пишут письмо министру экономического развития Герману Грефу в надежде на то, что музеям все же не придется изыскивать дополнительные средства для пополнения культурных богатств России.
Читайте также
- Искусство требует денег и налоговых льгот
- Путин взялся за музейные проблемы
- Музейщики заплатят налоги по суду
- В Москве открывается уникальная выставка «Драгоценности! Блеск русского двора»
- Музейный квартал ГМИИ имени Пушкина планируют достроить до 2030 года
- Правительство продлило повышенную пошлину на импорт цветов