Такой беды в истории Кузбасса еще не было

20.03.2007, 19:59

Видео программы «Сегодня»

Второй день подряд в России происходят катастрофы с большим числом жертв. В сгоревшем доме престарелых в Краснодарском крае сегодня погибли 62 человека, а из руин шахты «Ульяновская» в Кемеровской области подняли уже 106 тел. Это самая страшная трагедия в истории российской угольной отрасли.

Второй день подряд в России происходят катастрофы с большим числом жертв. В сгоревшем доме престарелых в Краснодарском крае сегодня погибли 62 человека, а из руин шахты «Ульяновская» в Кемеровской области подняли уже 106 тел. Это самая страшная трагедия в истории российской угольной отрасли.

К спасательной операции сегодня решили привлечь водолазов — часть шахты оказалась затопленной. Неизвестна судьба еще пяти горняков.

И полной загадкой выглядят причины взрыва: метан, судя по всему, наполнил забой мгновенно. Речь о халатности тут не идет — под землей находилось все местное начальство: там как раз тестировали новейшую английскую систему безопасности.

С подробностями — корреспондент НТВ Владимир Кобяков.

Юридически шахта осталась без руководства. На деле ситуацию взяло под контроль руководство объединения «Южкузбассуголь», куда и входит шахта «Ульяновская».

На нее уже переброшены ведущие специалисты других угольных предприятий. По их оценкам, в скором будущем эту шахту можно будет восстановить. Но окончательные выводы можно будет делать только после завершения поисково-спасательных работ и расследования взрыва.

По последним данным, погибли 106 человек. Это крупнейшая авария на российских шахтах за последнее десятилетие. Удалось спастись 93 шахтерам, а 4 человека по-прежнему остаются под землей. Но спасатели постоянно напоминают, что взрывом не была разрушена система вентиляции шахты, и если кому-то из них удалось уйти из-под завала, то шансы на то, чтобы найти горняка живым еще остаются.

С наступлением темноты поисковые работы не прекращаются, но ситуация осложняется тем, что некоторые участки выработки заполнены водой, и чтобы продолжать поиски сначала ее нужно полностью откачать.

Новая смена горноспасателей разбирает завалы вручную — спецтехника пока не может пройти в забой. Одни спасатели добираются сюда на автобусах, другие по воздуху. Вертолету с отрядом из Якутии дают посадку прямо возле входа в шахту.

В соседней шахте «Юбилейной» (это в нескольких километрах от места трагедии) составляют списки погибших. Кто-то у административного здания дежурит уже вторые сутки, ожидая получить хоть какую-то весточку о близких.

Елена Староватова, супруга шахтера: «Сюда приезжаем, но нам ничего толком не говорят. Но ведь выносили погибших, можно ведь сказать людям их имена. Мы ведь живет надеждой».

Расследование взрыва только начинается, но у комиссии нет сомнений: хронологию катастрофы не трудно будет восстановить.

Сергей Шойгу, министр РФ по чрезвычайным ситуациям: «Это самая современная шахта с самым современным оборудованием, оно достаточно дорогостоящее. У нас есть все возможности для того, чтобы проанализировать произошедшее буквально по минутам. Это почти то же самое, что самописцы в самолетах».

Накануне утром руководители шахты в полном составе спустились в забой, чтобы посмотреть запуск новой системы откачки газа. Вместе с ними был и гражданин Великобритании, представитель финансовой компании, которая готова была выделить предприятию кредит.

Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области: «Когда идет руководство, шахтеры проявляют чрезвычайную бдительность, грамотно выполняют все дополнительные инструкции. Поэтому человеческий фактор здесь просто исключается».

Именно в тот момент приборы показали, что концентрация метана в несколько раз выше нормы.

Сергей Шойгу: «Полагаем, что это взрыв газа, у нас сомнений особенных нет в этой части. Скорее всего, залповый выброс метана с воспламенением взрыва».

В первые минуты из шахты успели подняться больше 50 человек. Многие из них не стали обращаться к врачам. Тем же, кого отправили в больницу, сейчас ничего не угрожает, уверены медики.

Новокузнецкое бюро судмедэкспертизы сегодня работает в четыре смены. А перед его зданием вырос целый палаточный городок.

Юрий Никитин, начальник организационно-мобилизационного Управления ГУ МЧС по Новокузнецку: «Мы готовим пункты обогрева и для работы психологов, и для ожидания опознания для родственников погибших».

Борис Каширин, директор бюро судебно-медицинской экспертизы Новокузнецка: «На протяжении двух суток мы должны провести исследования, чтобы установить причины смерти и провесить мероприятия по возможной идентификации».

В Кемеровской области готовятся к трехдневному трауру. А владельцы шахты «Ульяновская» пообещали каждой семье погибших от одного до двух миллионов рублей. При этом те, кому это необходимо, получат новые квартиры.

На шахте же поисково-спасательную операцию продлили еще на одни сутки.

Читайте также