Ту-134 хранит тайну катастрофы

19.03.2007, 21:17

Видео программы «Сегодня»

Показания экипажа разбившегося самолета, а также данные «черных ящиков» дадут ответ на вопрос, почему лайнер просел вниз и ударился о зеплю.

В самарских больницах до сих пор остаются 23 пассажира рейса «ЮТэйр», потерпевшего катастрофу два дня назад. Тела шестерых погибших уже переданы родственникам. Похороны пройдут на Украине, в Сургуте, Белгороде, в Саратовской и Самарской областях.

Экипаж разбившегося самолета выжил и его показания, вместе с данными «черных ящиков» ответят на вопрос, почему Ту-134 просел вниз и ударился о землю, не долетев до полосы. Ведь именно «проседание» и стало роковым.

По словам свидетелей, до этого полет шел в штатном или близком к нему режиме. Отклонение от курса, отказ навигационного оборудования, погода — каждый из этих факторов мог играть роль, но в одиночку не должен был привести к катастрофе. В таких случаях речь, как правило, идет о сочетании причин.

Репортаж корреспондента НТВ Вадима Фефилова.

Сегодня специальная комиссия Министерства транспорта, работающая в постоянном режиме в Самарском аэропорту, разослала всем российским авиакомпаниям инструкции о том, как должны действовать экипажи в очень плохих погодных условиях. Командиры судов, которые будут замечены в малейших нарушениях этой строгой инструкции, будут отстраняться от полетов.

Любая авиакатастрофа — это, безусловно, комплекс причин. Сейчас об этом говорят специалисты, расследующие, почему разбился рейс 471. Члены экипажа, которые находятся в больнице, свидетельствуют, что в бортовом журнале было несколько записей о неисправностях навигационного оборудования. Они касались курсо-глиссадной системы, или системы точного захода на посадку.

Флаг-симулятор Ту-154 похож на систему Ту-134. Летчик видит перед собой две так называемые директорные стрелки. Одна указывает положение самолета по вертикали, другая — по горизонтали. Пилот должен вести самолет так, чтобы стрелки образовывали крест. Это значит, что лайнер идет точно по глиссаде, условно нисходящему коридору, который начинается за несколько сотен метров до земли, а заканчивается уже на земле.

Валерий Хайрнюзов, заместитель председателя межфракционного объединения «Авиаация и космонавтика России»: «Есть высота принятия решения, на которой командир, если он не установил визуальный контакт с землей, должен уйти на второй круг. И времени, и высоты должно быть достаточно для выполнения всех необходимых действий».

Курсо-глиссадная система самолета работает следующим образом: она принимает показания от двух наземных маяков — курсового и глиссадного. Маяки эти расположены возле полосы.

Валерий Хайрюзов: «В любом случае последнее слово остается за командиром корабля. Диспетчер мог дать ему команду об уходе на второй круг, но при низкой высоте он просто не в состоянии это сделать».

Однако в «ЮТэйр», которой принадлежал разбившийся Ту-134, говорят, что борт с такой неисправностью не могли бы выпустить из Сургутского аэропорта. По версии авиаперевозчика, виновен в трагедии сильнейший густой туман, в который лайнер попал при посадке.

Андрей Мартиросов, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр»: «Самолет попал не просто в плохую погоду, а в резко изменившуюся плохую погоду до критической. Это произошло за очень короткий период времени, что и явилось основной причиной катастрофы».

В больницы Самары приезжают родственники пострадавших. Муж Татьяны Кушнир, бортпроводницы 471 рейса, прилетел из Сургута сразу, как только узнал о катастрофе. Он крепко сжимает руку жены, даже когда в палате оказываются телекамеры. Рискуя жизнью, она спасала пассажиров.

Татьяна Кушнир, бортпроводник: «Я вылезла самая первая из самолета в разрыв фюзеляжа. Попыталась залезть заново туда, но когда увидела, что самолет начинает дымиться, я начала кричать, чтобы все убегали на безопасное расстояние. Потом начала всех выводить, там были дети».

Но она все больше рассказывает о других членах экипажа. «Насколько я слышала, они кричали, что потеряли связь. Я возле кабины находилась», — добавляет девушка.

Она рассказывает и о том, что командир экипажа после так называемой жесткой посадки после удара о землю, попытался вновь поднять лайнер в небо. И, возможно, этим и спас 51 человеческую жизнь. А в здании Самарского аэропорта в это говорят о том, что сотрудники наземных служб действовали оперативно.

Рашид Бадаров, исполняющий обязанности прокурора Самары: «Несмотря существующее в прессе мнение о том, что люди чуть ли не сами занимались спасением и тушением пожара, на месте очень хорошо сработали пожарная бригада и оперативные службы аэропорта».

Прошедшей ночью специальная комиссия Минтранса объявила, что шесть пассажиров, которые ранее юридически считались пропавшими без вести, теперь признаны погибшими.

Борис Король, заместитель министра транспорта РФ, глава комиссии по расследованию причин катастрофа Ту-134: «Основное мероприятие, которое было на сегодня, это проведение опознания погибших. Оно проведено. Все опознаны. Документы выданы на руки родственникам».

Разлетевшиеся части потерпевшего крушение лайнера по-прежнему находятся на одной из взлетно-посадочных полос Самарского аэропорта. Пока идет расследование, но несмотря на это аэропорт Курумоч работает в штатном режиме.

Читайте также