Сын трагедии: сто лет назад родился Яков Джугашвили

19.03.2007, 21:48

Видео программы «Сегодня»

Когда-то, согласно легенде, Иосиф Сталин так сказал о своем сыне: «Я солдата на фельдмаршала не меняю».

Сегодня исполнилось 100 лет человеку, о котором сказана мрачная фраза: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Легенда приписывает ее Сталину, отказавшемуся менять плененного немцами сына на сталинградского пленника Паулюса.

В реальности ничего подобного, скорее всего, не произносилось. Но судьба Якова Джугашвили не стала от этого менее трагичной. О том, что именно произошло с ним в немецком лагере и о том, попадал ли он вообще в лагерь, спорят до сих пор.

Но одно бесспорно — такой сын советскому вождю стал не нужен. И Яков, скорее всего, понял это. Корреспондент НТВ Андрей Черкасов разбирал архивы.

В жизни старшего сына генералиссимуса Сталина всегда было слишком много недосказанного. Сама дата появления на свет Якова Джугашвили вызывала вопрос, а обстоятельства его гибели до сих пор доподлинно неизвестны.

По всем официальным документам он родился в этот день 99 лет назад, но в действительности — годом раньше. Неточную дату внесли в приходскую книгу специально, ради годовой отсрочки от службы в царской армии.

Сын Сталина от первого брака с Екатериной Сванидзе Яков Джугашвили плохо ладил с отцом. Приехав в Москву получать образование, он столкнулся с неприветливостью отца. Опекать пасынка старалась мачеха Надежда Аллилуева.

Лариса Васильева, писатель-публицист: «Очень тяжело быть сыном Сталина. Яков доказал это всей своей жизнью. Какая бы они ни была: учился ли он, женился ли он — за ним всегда был этот хвост. А он очень нравился женщинам».

Яков не вписывался в образ сына отца народов. Сталин не одобрил его первый брак, который вскоре распался.

Светлана Аллилуева, из книги «Двадцать писем другу»: «Первый брак принес трагедию. Отец не желал слышать о браке, не хотел ему помогать… Яша стрелялся у нас на кухне, рядом со своей маленькой комнаткой, ночью. Пуля прошла навылет, но он долго болел. Отец стал относиться к нему за это еще хуже».

Не понравился Сталину и второй брак сына с артисткой балета Юлией Мельцер. От этого союза у них родилась дочь Галина. С начала войны Яков, к тому времени окончивший артиллерийскую академию Красной Армии, сразу попадает на фронт.

В первые дни боев он командует батареей гаубичного полка. 4 июля батарея попала в окружение в районе Витебска. 16 июля берлинское радио сообщило, что старший лейтенант Яков Джугашвили был взят в плен.

Знаменитая фраза из учебников истории: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Но было ли сделано такое предложение Сталину? Ведь никаких официальных документов о возможности подобного обмена нет.

Борис Соколов, историк: «Все разговоры о том, что предлагался обмен Якова Джугашвили то ли на фельдмаршала Паулюса, то ли на кого-то еще — не более чем легенды. Потому что советское правительство вообще не контактировало со своими пленными, оно не подписало женевскую конвенцию».

Существует и несколько версия. Яков попал в окружение, но в плен не сдался, застрелился сам или погиб в бою. Сын Сталина в плену — это пропагандистская уловка «Абвера». У советской разведки вызвало сомнение тот факт, что не было ни одной киносъемки пленного Якова, а только фотографии.

Фотомонтаж активно используется в мирное время, не говоря уже о военном. Есть предположение, что роль сына Сталина мог исполнять двойник из немецкой военной разведки или армии генерала Власова.

Более известна версия о том, что Яков Джугашвили действительно попал к немцам. Потом он был переведен в Берлин, прошел застенки гестапо, прежде чем оказаться в офицерском бараке концлагеря.

Нацисты имели планы на сына Сталина, но вскоре поняли, что сотрудничать Яков не собирается. Несмотря на его отказ, фашистская пропаганда все равно велась.

Лариса Васильева: «Когда он был в плену, выпускались ложные листовки. Мол, вот он идет, разговаривает, пьет с немецкими генералами. Или он стоит рядом с сыном Молотова, таким русопятым пареньком. Но у Молотова никогда не было сыновей. Все это были фальшивки».

Для Сталина не было советских военнопленных, были только изменники Родины. Приказ 270, изданный в первые месяцы войны, никто не отменял. Яков это прекрасно понимал.

В апреле 1943 после двух лет плена он совершает вторую попытку самоубийства. Яков бросился на колючую проволоку под напряжением и в тот же момент охранник открыл огонь. Вторая попытка суицида сыну генералиссимуса удалась. Она словно стала ответом отцу, который когда-то обвинил его в малодушии.

Лариса Васильева: «Сталин говорил: „Ха, не смог даже застрелиться! Слюнтяй!“ Но в том, что Яков бросился на колючую проволоку, по которой проходил ток, был тоже своего рода ответ отцу: „Смог“».

У отца народов никогда не ладилось с собственными детьми. Парадокс, но изменить это был не в силах даже самый могущественный человек страны.