Голливуд нанес Тегерану культурное оскорбление

17.03.2007, 20:53

Видео программы «Сегодня»

Фрагмент из истории древнего мира неожиданно вызвал международный скандал.

Фрагмент из истории древнего мира неожиданно вызвал международный скандал. Главную кинопремьеру марта, голливудский блокбастер «300 спартанцев», встретил в штыки официальный Тегеран.

Фильм о битве греков с персами, снятый в жанре кинокомикса, представитель правительства Исламской Республики назвал частью «обширной культурной агрессии Запада против Ирана».

Между тем в США и Великобритании лента вышла в лидеры по кассовым сборам. Продюсеры окупили все затраты за два дня проката, а власти греческой Спарты вручили создателям фильма почетные грамоты за рекламу города.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко выяснял, из-за чего ломаются копья.

Очень много крови и минимум политики — это версия Голливуда. Слишком много политики и кровожадных персов — это оценка Ирана. Фильм «300 спартанцев» на Востоке восприняли как культурную агрессию и личное оскорбление на самом высоком уровне.

Обидно за предков, да и за царя Ксеркса тоже. Разве такими они были? Как смеет Запад говорить с Востоком подобным тоном? Это все продолжение политики США, говорят в Иране.

Но в картине играют даже не американские актеры. Грозный спартанский царь Леонид — на самом деле шотландец Джерард Батлер, а властелин Персии — бразилец Родриго Санторо. По их словам, во время съемок никто и не подозревал, что фильм может обидеть целую страну. Задача была другая — создать хит, блокбастер, тем более сюжет и бюджет позволяют.

Джерард Батлер, актер: «Никто в съемочной группе не хотел никого обидеть. Мы старались, чтобы была другая реакция: о, классный фильм. Никаких глубоких подтекстов».

Родриго Санторо, актер: «„300 спартанцев“ — это фильм, основанный на книге комиксов, то есть на выдумке и чуть-чуть на реальных событиях. Мы были очень удивлены подобной реакцией».

Гражданин Ирана: «Кто писал эти исторические книги, которые мы читаем? Они все написаны людьми, абсолютно не знающими нашей истории, или нашими врагами. У Ирана великая история. А война, показанная в этом фильме, ее искажает».

Это история о подвиге 300 спартанцев — знаменитая битва при Фермопилах. Царь Леонид со своими воинами несколько дней удерживал войско завоевателя Ксеркса в узком ущелье, надеясь на помощь от Греции. Им предлагали сдаться, пытались подкупить, но бесполезно.

Спартанцы погибли и вошли в историю героями. Как известно, там где герои, всегда есть негодяи. И по историческому совпадению, пришли они с Востока.

Зак Снайдер, режиссер: «Я был удивлен волной негодования. Я прошу прощения, если мой фильм кого-нибудь оскорбил. Я всего лишь хотел, чтобы он приносил удовольствие».

Голам Хоссейн Аллам, официальный представитель правительства Ирана: «Подобные действия — это часть вражеского военного плана против Ирана. Но я уверен, наши враги, несомненно, проиграют эту битву, впрочем, как и все предыдущие».

Зак Снайдер, режиссер: «Это точно не был заговор против Ирана. Я ожидал другой реакции от зрителей».

Режиссер фильма не претендует на историческую точность. Это фантазия на заданную тему. Вместе с персами спартанцев атакует разная нечисть — монстры, носороги, мутанты и нечто, отдаленно напоминающее троллей. Возможно, восточных зрителей смутили сомнительные союзники, а может быть, просто образ доблестных персов.

Голливуд видит мир по-особенному. Например, россияне в западных фильмах чаще всего появляются в смешных шапках-ушанках, с бутылкой водки даже на космических станциях и прочими национальными особенностями. Так нас видят за рубежом.

В любом случае, «300 спартанцев» — это коммерчески успешный проект. 65-миллионный бюджет был окуплен за первые два дня проката. Режиссер картины просит не относиться к фильму слишком серьезно. Он прежде всего основан на популярной серии комиксов о спартанцах, а уже потом на реальном историческом событии.

Но в эпоху политической корректности, как показывает кинопрактика, любые совпадения могут быть весьма чувствительными.

Читайте также