Франция вступает в новую политическую эпоху

12.03.2007, 20:43

Видео программы «Сегодня»

Французским избирателям стало окончательно ясно, чью фамилию они точно не найдут в бюллетенях для голосования на выборах будущего главы Республики.

Французским избирателям стало окончательно ясно, чью фамилию они точно не найдут в бюллетенях для голосования на выборах будущего главы Республики. Президент Ширак, обращаясь к нации, заявил, что не собирается выставлять свою кандидатуру на третий срок.

За десять минут телеэфира человек, более сорока лет занимающийся политикой и дважды стоявший у руля Франции, с плохо скрываемой грустью объяснил, почему он отказывается от власти.

Заявление Ширака прозвучало меньше чем за месяц до президентских выборов. Оставляя высший пост, он так и не рассказал французам о своих политических предпочтениях.

Судя по последним опросам, основные претенденты на кресло в Елисейском дворце — Николя Саркози, Сеголен Руаяль и Франсуа Байру — имеют практически равные шансы на победу.

Политическое завещание Ширака внимательно изучал корреспондент НТВ Вадим Глускер.

Телевизионное обращение к нации французского президента как секрет Полишинеля. Все знали, о чем будет говорить Жак Ширак, но боялись спросить о дате выступления. Сам же президент Франции театрально держал паузу и делал пространные заявления о том, что со своим выбором не определился.

А французская пресса вспоминала, например, что во время прошлогоднего ужина с Борисом Ельциным в Париже Ширак, якобы, заверил первого российского президента, что обязательно пойдет на третий президентский срок. Пусть и в 74 года, но ведь французская конституция (в отличие от российской) позволяет ему это сделать.

Жак Ширак, президент Франции: «Дорогие сограждане! Только представьте, какие эмоции я испытываю, обращаясь сегодня к вам. Я люблю Францию так же сильно, как я люблю французский народ. Я верю, что Франция еще удивит мир. Да здравствует республика! Да здравствует Франция!»

Французский президент на фоне компьютерно развевающего триколора выглядел скорее растроганным, чем расстроенным. Местные же политики и обозреватели уже начали говорить об итогах 12-летнего правления Ширака.

О том, что он в свое время неожиданно сначала дал «добро» на проведение ядерных испытаний, а потом так же неожиданно их и отменил. О том, что он так же внезапно решил разогнать преданный ему парламент в 1997 году и после этого на пять лет потерял парламентское большинство. О том, что Ширак лично проиграл референдум по европейской конституции и не выполнил практически ни одного своего предвыборного обещания в экономической сфере.

Зато в 2002 году он разгромил во втором туре президентских выборов кандидата ультраправого национального фронта Жан-Мари Ле Пена. Еще он реализовал, как теперь говорят, главное дело своей жизни — построил музей примитивного искусства своего имени и с этим войдет в историю.

Любопытно другое: в своем телеобращении Ширак, поддержав правящую галийскую партию, которую в свое время сам и создал, не поддержал ее нынешнего лидера, своего друга и неофициального преемника Николя Саркози.

Жак Ширак, президент Франции: «Я не буду просить вас отдать голоса за мой новый президентский мандат Хотя и в ином качестве, но с прежним энтузиазмом я буду дальше бороться за то, чему посвятил всю жизнь — прогресс, справедливость, мир и величие Франции. Что касается предстоящих выборов, то у меня еще будет возможность заявить о своих предпочтениях».

По словам самого Саркози, он знал о содержании выступления Ширака. Тем самым он дал понять, что уходящий президент все-таки будет просто обязан высказаться в поддержку именно его кандидатуры.

Николя Саркози, министр внутренних дел Франции: «Выступление Ширака было очень эмоциональным. С одной стороны, он перевернул страницу своей жизни, но в то же время это затронет и наши судьбы. Я знаю его уже 30 лет, это был очень волнительный момент для всех нас».

При этом остается вопрос, который интересует сейчас очень многих во Франции: что будет с теми уголовными делами, в которых фигурирует Ширак и как обвиняемый, и как свидетель в те годы, когда он был мэром Парижа? Будучи президентом, он имел юридическую неприкосновенность.

Сейчас же, с уходом Ширака из большой политики, ситуация может кардинально измениться. Особенно с учетом того, что Николя Саркози в неофициальных беседах подчеркивал, что когда станет президентом, не оставит Ширака в покое.

Читайте также