Студенты увековечили комедию Чехова в опере

17.06.2014, 21:48

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Выпускники консерватории впервые ставят оперу «Вишневый сад» в Петербурге.

В петербургской консерватории готовятся представить первую оперную версию «Вишневого сада». Для дипломной работы выпускники музыкального учебного заведения выбрали сочинение своего преподавателя — композитора Николая Мартынова. Широкая публика услышала оперу четыре года назад. Но тогда это было симфоническое произведение, а теперь возник полноценный спектакль.

В своем видении оперы режиссер Дария да Консейсао старается все-таки следовать чеховским принципам, один из которых хорошо знаком публике: «Вишневый сад» — это вся Россия. Кстати, родиной Дарии да Консейсао могла стать совсем другая страна: ее отец приехал с острова Мозамбик.

Корни дирижера Алексея Ньяги тоже африканские из Гвинеи-Биссау, на четверть. Темперамента добавляют и португальские предки. Впрочем, для трактовки нового произведения, как понял Алексей, нужно быть, наоборот, поспокойнее.

Алексей Ньяга, дирижер: «Это проявляется теперь уже реже, чем в юности. Жизнь в России вносит свои коррективы. Поэтому я, наверное, сейчас гораздо спокойнее, чем мог бы быть».

Для оперы не делали либретто в стихах. Канонический текст пьесы был немного сокращен, слова где-то переставили. По сути, чеховский язык сохранился почти без изменений.

Авторы удивляются, как весь ХХ век прошел без оперы «Вишневый сад». Сюжет буквально создан для оперной сцены. Чеховских фраз в пьесе, которые просятся, чтобы их пропели, в пьесе немало, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Исполнительница роли Раневской счастлива, что поет главную партию, и сожалеет, что скована законами оперного жанра. Сложно выразить актерские интонации и невозможно сделать знаменитую мхатовскую паузу.

Елена Заставная, исполнительница партии Раневской: «Здесь нужно уложиться в два такта на четыре четверти и немножко из-за этого может не получиться расцвечивание фраз. В этом смысле у драматических актеров есть привилегия».

Теперь бал в имении Раневской получил оригинальное музыкальное сопровождение. А для увертюры автор взял серенаду ангелов Гаэтано Брага, итальянского композитора, творившего на переломе XIX-XX веков. Произведение обработал Шостакович — учитель создателя оперы.

Николай Мартынов, автор оперы «Вишневый сад», профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный артист РФ: «Я решил воскресить хотя бы этот замысел, который не осуществлен — Шостакович и Чехов. Это был любимый писать Дмитрия Дмитриевича».

Педагогический состав особенно радуется масштабной дипломной постановке. Второй раз за 150 лет силами студентов подготовлен спектакль на абсолютно новое музыкальное произведение. Первым был «Евгений Онегин» еще в XIX веке.

Читайте также