Советский «Оскар» не потерял своего блеска

26.02.2007, 11:34

Видео программы «Сегодня»

В Московском Музее кино отмечают юбилей первого «Оскара», которого завоевал еще советский кинематограф.

В Московском Музее кино отмечают юбилей первого «Оскара», которого завоевал еще советский кинематограф.

65 лет назад престижную премию получила документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой». Эта гипсовая статуэтка досталась ее авторам дорогой ценой. Многим она стоила жизни.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Морозова.

Облупившаяся гипсовая статуэтка мало напоминает того «Оскара», которого мы привыкли видеть сегодня. Но это действительно первый советский «Оскар».

Он хранится в Музее кино — это уникальная награда. Впервые американская киноакадемия наградила не англоязычный фильм, и к тому же документальный. До этого такое случалось лишь однажды.

В 1941 году Сталин бросил на этот фильм лучшие операторские резервы.

Эмма Малая, хранитель предметного фонда Музея кино: «Были сформированы 15 групп под руководством режиссеров Копалина и Варламова. На 30-градусном морозе, чтобы камерой снимать, ее надо завести. Бомбежка, снег, мороз и надо бежать и смотреть, чтобы тебя не убили. Поэтому это был профессиональный подвиг».

Один из немногих, живущих ныне фронтовых операторов — Борис Соколов — вспоминает, что в те времена их работа была организована по-военному.

Например, заслуженный Роман Кармен был по званию майор, а те, кто помоложе, были капитанами. Только военная дисциплина позволяла справиться с такой техникой.

Борис Соколов, кинооператор: «Кассета была 30 метров. Это всего-навсего минута экранного времени. Она кончалась, надо снова перезаряжать. А перезаряжать надо в черном мешке».

Эмма Малая, хранитель предметного фонда Музея кино: «Камеру, чтобы не застыла, между съемками прятали на груди под полушубком и отогревали».

Картину, которую снимали под пулями, в ходе десанта одного оператора ранили, но он еще 20 дней продолжал снимать, американцы увидели в сокращенном виде.

Уже в США хронику перемонтировали, переозвучили и дали ей другое название — «Москва наносит ответный удар». Успех был ошеломительный, но в Москве о том, что картина получила «Оскара», мало кто знал.

Эмма Малая, хранитель предметного фонда Музея кино: «Только в 68-м году, когда был получен первый „Оскар“» за «Войну и мир», автор фильма Копалин очень скромно в частной беседе сказал: «А у меня тоже был „Оскар“. Дальше все, ничего не происходило».

В годы «холодной войны» в Советском Союзе лучше было не упоминать об американских наградах. В США авторы американской версии фильма подверглись преследованиям во время охоты на коммунистов.

В СССР официально записали, что «документалисты передали статуэтку на нужды фронта», хотя все это время она пылилась в архивах студии документальных фильмов.

Многие из создателей фильма так и не узнали, что их работа произвела фурор в США.

Борис Соколов, кинооператор: «Посчитали, что всего на фронте работали 258 операторов. Каждый пятый погиб. Многие были контужены и ранены».

О призовой картине постарались забыть и в США. Так что когда через 20 лет Москва решила делать совместную картину о Великой Отечественной войне, для Америки это была уже неизвестная война.

Читайте также