«Бэби-олигарх» вошел в одну компанию дважды

24.02.2007, 21:00

Видео программы «Сегодня»

Николай Смоленский, сын банкира Александра Смоленского, во второй раз купил завод культовых спортивных автомобилей «ТВР».

Николай Смоленский, сын банкира Александра Смоленского, во второй раз купил завод культовых спортивных автомобилей «ТВР» (TVR).

Три года назад, завладев не слишком прибыльным, но очень известным предприятием, он довел его до банкротства. Завод пришлось выставить на аукцион — где его снова приобрел Смоленский-младший.

Рабочие, по свидетельству корреспондента НТВ Евгения Ксензенко, в шоке.

Николай Смоленский доказал: в одну компанию можно войти дважды. В первый раз в качестве победителя и надежды предприятия на лучшее будущее — так было в 2004 году. А во второй в статусе обидчика и захватчика. Город Блэкпул в ярости и ожидании: никто еще так никогда не обращался с заводом с именем, с традицией и историей.

Предприятие закрыто и остановлено. Во дворе лежат кузова машин. Их судьба, так же, как и будущее завода, под вопросом. Николай Смоленский ушел по-английски, не прощаясь с рабочими и не посвящая их в свои планы.

В декабре прошлого года долг компании вырос по разным данным от 12 до 30 миллионов фунтов. Наступил ожидаемый кризис. Последнюю машину на предприятии выпустили в конце лета. Осенью персонал приходил на завод больше по привычке, чем для работы. Газеты писали: коллектив «ТВР» играет в карты или смотрит фильмы на DVD. Обреченное настроение и туманное будущее.

Все знали об убытках и ждали от владельца «бэби-олигарха», так здесь называют Николая Смоленского, новых инвестиций и гениальной стратегии. Получился скорее второй вариант. В декабре Николай Смоленский отказался от завода, сохранил за собой право только на торговую марку «ТВР».

Почти 300 рабочих накануне Рождества остались без зарплаты и премии. В общей сложности долг коллективу составил 3 миллиона фунтов. Вскоре «ТВР» был признан банкротом. На заводе ввели внешнее управление.

Кризисные менеджеры объявил аукцион. Бизнес в агонии вызвал интерес у многих компаний. В качестве возможных покупателей упоминали предпринимателей из Азии, бывшего британского рокера и вновь Николая Смоленского. Новый владелец освобождается от выплаты долгов. Профсоюз должен рассчитаться с рабочими. Уникальная возможность начать многое с нуля.

Рабочий завода: «Люди потеряли работу, зарплату, и это перед самым Рождеством. Мы не хотим продолжения этого кошмара».

Житель Блэкпула: «На заводе „ТВР“ работал мой друг. Теперь он безработный. Мы уже не надеемся на лучшее».

Рабочий завода: «Я нормально отношусь к этой новости. Главное, чтобы люди вернулись на свои рабочие места, и все стало, как прежде».

На закрытом аукционе победил Николай Смоленский. Он, по словам внешних управляющих, предложил лучшую цену за «ТВР». По информации британской прессы, речь идет о нескольких миллионах фунтов, то есть о сумме в 10 раз меньше долга предприятия. Профсоюз и рабочие назвали сделку абсурдом и призвали правительство провести расследование.

Рабочий завода: «Мистер Смоленский уже и без того потерял несколько миллионов фунтов. Абсолютно не понятно, зачем он снова купил компанию? Здесь явно что-то нечисто. Нужно, чтобы правительство расследовало, насколько эта сделка законна».

Коллектив опасается: новый старый владелец закроет завод в Блэкпуле и переведет бизнес за границу — в страну, где рабочая сила и производство стоят дешевле. Это станет трагедией для города и предприятия с 50-летней историей и традициями, например, такими, как перевозить кузова из одного цеха в другой на старых вагонетках или использовать ручной труд там, где можно было довериться автомату. Да и люди потеряют работу и стабильный заработок.

С другой стороны, экономические мотивы бизнесмена Смоленского тоже очевидны — уменьшить затраты и увеличить прибыль. Комментарий владельца завода получить не удалось, но можно вспомнить, как все начиналось.

Николай Смоленский три года назад купил «ТВР» за 15 миллионов фунтов. 24-летний бизнесмен увлеченно осматривал цеха и обещал Блэкпулу сделать второй «Астин-Мартин» по популярности. Он планировал наладить выпуск 5 тысяч машин в год вместо 500 и расширить рынки сбыта до Македонии и Италии.

Смоленский инвестировал в дело 25 миллионов фунтов, пытался открыть на заводе производство лодочных моторов и мотоциклов. Но все напрасно. Предприятие не приносило прибыль, а только убытки.

Победа на аукционе доказывает — амбициозные планы, возможно, остались, в отличие от долгов. Но останется ли завод в Блэкпуле — это большой вопрос. Николай Смоленский продал свой особняк в Лондоне и сейчас живет в Вене.

Бизнесмен, который получил экономическое образование в Великобритании, лучше всех понимает реакцию партнеров. Все дело в репутации. Разгневанные профсоюзы, рабочие и негативное общественное мнение — не лучшая атмосфера для ведения дела.

Это все равно, что если бы Роман Абрамович довел «Челси» до банкротства. Фанаты не простят. Впрочем, в Лондоне по-прежнему в дорогих салонах стоят машины «ТВР», цена от 30 до 40 тысяч фунтов, и по словам менеджеров, клиенты проявляют стабильный интерес к марке.

Читайте также