За виртуальные оскорбления призвали к суду

14.02.2007, 21:43

Видео программы «Сегодня»

Журналиста из города Ковров Владимирской области обвинили в нелицеприятных высказываниях в адрес губернатора области на одном из интернет-форумов.

В городе Ковров Владимирской области прошло очередное заседание суда по делу журналиста одной из местных газет. Его обвиняют в «оскорблении представителя власти в публичной форме».

Потерпевший, то есть оскорбленный, — губернатор области. А само дело выходит за рамки уже ставших привычными процессов о защите «чести и достоинства». Обвиняемый оскорбил чиновника не на страницах газеты и даже не как журналист.

Губернатор прочитал нелицеприятные высказывания о себе на городском интернет-форуме. Причем оставил их обезличенный пользователь, правда, компетентные органы достаточно быстро установили его личность.

По свидетельству корреспондента НТВ Антона Войцеховского, это дело может перевернуть представление об Интернете как месте, где можно безнаказанно говорить все, что вздумается.

Пресс-секретарь местной Ковровской администрации в последнее время сам все больше атакуется прессой. До городской знаменитости он, конечно, еще не дотягивает, но за спиной все чаще слышит: «Вот он — человек, сказавший про губернатора жесткие слова в Интернете и теперь вынужден отвечать за них в суде».

Дмитрий Ташлыков, пресс-секретарь администрации города Ковров, подсудимый: «Я не очень волнуюсь перед судом, особого мандража нет. Посмотрим, что дальше будет».

По версии следствия, если реконструировать ход событий, 19 января прошлого года Дмитрий Ташлыков вошел в свою комнату и вышел оттуда в глобальную сеть. На местном форуме, где обсуждаются городские темы, он написал два сообщения в раздел «Политика».

Сообщения были жесткие, но цензурные. Безадресные, но своего адресата все же достигли. Губернатор области прочитал и посчитал их клеветническими.

По делу проходили все пять участников форума, но в итоге остался один Ташлыков. Его никнейм в Интернете с претензией на классику: «Мышкин».

Дмитрий Ташлыков: «У меня действительно было несколько ников на ковровском форуме, но я отрицаю свою причастность к нику „Мышкин“, с которого началось это дело».

В среду прошло уже третье заседание суда. На первых двух в комнате, куда прессу не допустили, решали вопрос: можно ли по нику, виртуальному имени, найти реального человека.

Оказалось, сложно, но можно. Сигнал от компьютера идет через сервер провайдера и только потом в Интернет. Если эту цепочку проследить в обратную сторону, иногда выходят на конкретного человека, а не просто на безымянный компьютер в интернет-кафе.

Но такая система поиска не отработана, и в нашей стране дает электронный и юридический сбои. Был ли Дмитрий «Мышкиным»? И главное, был ли «Мышкин» оскорбителем? Губернатор области об этом деле говорит с почти интернет-размахом, как о свободе слова.

Николай Виноградов, губернатор Владимирской области: «Наверное, была причина, по которой это случилось. Я имею в виду свободу слов. По-моему, это не означает кричать на каждом углу, что тебе хочется. Свобода слова — это возможность выражать свою точку зрения — корректную, уважительную, с интересами для дела и общества».

Защита отвечает с не меньшим пафосом, вспоминая школьную классику.

Дмитрий Перунин, адвокат Дмитрия Ташлыкова: «К наиболее известным высказываниям, использующим подобные выражения, можно отнести фразу „тварь я дрожащая или право имею“ из „Преступления и наказания“. Сам Пушкин говорил: „Ай да Пушкин, ай да сукин сын!“. Можно сказать, это достаточно употребляемые слова».

В день Святого Валентина разойтись полюбовно не удалось. Прения сторон продолжатся в конце февраля, хотя на местном интернет-форуме раздел «Политика» уже на всякий случай удалили.

Когда говорят «интернет — глобальная паутина», это значит, что дело Ташлыкова может стать прецедентом с глобальными последствиями.

Ведь все знают, что цензура в сети существует уже давно, но тут важно, на что эта цензура распространяется. Если теперь — на форумы и чаты, это значит, зонд свободного виртуального общения больше не существует.

И каждый пользователь, сев за компьютер, должен дважды подумать о том, как, оказавшись в Сети, не попасться в сети.

Читайте также