Владимир Путин: я никуда не ухожу!

04.02.2007, 22:00

Видео программы «Сегодня»

Главным событием недели стала пресс-конференция. В журналистской практике это случается нечасто, но на вопросы отвечал человек, чьи слова очень часто становятся руководством к действию.

Главным событием недели стала пресс-конференция. В журналистской практике это случается нечасто, но в четверг на вопросы отвечал человек, чьи слова очень часто становятся руководством к действию.

Владимир Путин в Круглом зале 14-го корпуса Кремля три с половиной часа общался с прессой. Традиционная встреча стала традиционно рекордной: по продолжительности, числу участников и количеству вопросов — общим числом 65. Причем женщины спрашивали президента чаще мужчин.

В зале на 800 мест записывали, снимали и фотографировали 1232 человека, из них треть — иностранцы. О географии и интересах собравшихся можно судить по списку аккредитованных: от ведущих мировых СМИ до «Бюллетеня строительной техники». С завидным постоянством Владимира Путина спрашивали о газе, преемнике и грядущих выборах.

Свой вопрос президенту задал и обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Наряду с общением с народом в прямом эфире ежегодная большая пресс-конференция Путина в Кремле, пожалуй, наиболее зрелищное и интересное событие и для журналистов, и для общества в целом.

Казалось бы, за пять предыдущих пресс-конференций Путина спросили обо всем, что можно — о жене, детях, собаке Кони, о том, какие фильмы он смотрит, и какую музыку слушает, какие средства использует для поддержания красоты и молодости и так далее, не говоря уже о внутренней и внешней политике.

Но, тем не менее, раз за разом пресс-конференции не становятся скучными и предсказуемыми. Потому что именно здесь, как нигде больше, есть место для экспромта и импровизаций с той и другой стороны.

За минуту до начала вносится традиционный чай под салфеткой. Затем появляется пресс-секретарь Алексей Громов. И ровно в полдень — часы сверять можно — входит Путин.

По традиции — сначала об итогах минувшего года. Рост ВВП дает основание считать задачи его удвоения по-прежнему актуальными.

Владимир Путин: «По разным подсчетам, рост ВВП будет примерно от 6,7 до 6,9 процента 2006 года. В любом случае это больше, чем в прошлом году — 6,5. Для того чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за десять лет, нам нужен темп роста ВВП о как раз около 7 процентов».

По золотовалютным запасам — более 300 миллиардов долларов — Россия вышла на третье место в мире, а строительный сектор побил все рекорды последних лет — почти 16 процентов. Впечатляющие цифры сыпались одна за другой, и это побудило журналиста из «Комсомолки» задать нестандартный вопрос.

Александр Гамов, корреспондент газеты «Комсомольская правда»: «На Западе, где президенты не проводят таких вот сногсшибательных пресс-конференций, в СМИ время от времени появляются заметки о том, что, у вас там что-то вмонтировано на столе — то ли суфлер, то ли компьютер».

Владимир Путин: «Нет, у меня техники никакой нет. И я думаю, что Вам и другим журналистам это прекрасно видно».

Путин отметил и первые успехи нацпроектов. Журналистка из Калуги — сама мама — озвучивает опасения людей.

Оксана Иванова, корреспондент телерадиокомпании «Ника-проект» (г. Калуга): «На прошлой неделе первый вице-премьер страны Дмитрий Медведев заявил, что материнский капитал будет выплачиваться до 2050 года. Какие есть гарантии того, что существующие сейчас законы, в частности о материнском капитале, о поддержке женщин, будут исполняться хотя бы в течение 15–20 лет?»

Владимир Путин: «Какие могут быть гарантии? Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране после 2007–2008 годов. Чтобы мы могли констатировать — эта власть будет придерживаться направлений, которые выработаны действующим руководством страны. Это в полном объеме касается социальной сферы, в том числе материнского капитала и вообще всего комплекса мер, направленных на решение демографической проблемы».

Тема выборов, тема следующего президента России и дальнейшая судьба самого Путина красной нитью прошли через всю пресс-конференцию.

Владимир Кондратьев, обозреватель НТВ: «Владимир Владимирович, при президенте Ельцине мы имели дело с практикой, когда назывались будущие преемники. При вашем правлении все наоборот — никаких имен до поры до времени, и все в растерянности и в догадках».

Владимир Путин: «Вы употребили слово „правление“. Я не правлю, я просто работаю. Преемников никаких не будет, будут кандидаты на пост президента Российской Федерации».

Олег Щедров, корреспондент агентства Рейтер: «Владимир Владимирович, рискну вернуться к вопросу, который уже задавал коллега Кондратьев из НТВ. Собираетесь ли Вы указать на кандидата, который больше, на Ваш взгляд, соответствует должности следующего президента. Можно ли ожидать, что это произойдет в этом году? Это вопрос, который задают многие избиратели и инвесторы. Спасибо».

Владимир Путин: «Все, кому надо — уже на своих постах работают. И нам с вами не нужно суетиться по поводу будущих выборов, а нужно, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора».

Андрей Колесников, корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»: «Я попробую зайти дальше коллег. Владимир Владимирович, после того, что Вы сделали за эти годы, после того, что пережили, после того, что Вам еще предстоит пережить… Захотите ли Вы когда-нибудь вернуться в большую политику?»

Владимир Путин: «Я могу себе позволить быть искренним, поэтому и скажу, что я никуда не ухожу! Во-первых, ну, прикиньте: выборы президента Российской Федерации должны состояться, если мне не изменяет память, где-то в начале марта 2008 года, а после этого еще какое-то время потребуется на передачу полномочий. То есть, это где-то будет в мае 2008 года. Чего вы меня раньше времени выпихиваете-то? Я и сам уйду!»

Тут же последовал вопрос о политических силах.

Наталья Меликова, корреспондент издания «Независимая газета»: «Вы назвали борьбу между „Справедливой“ и „Единой Россией“ правильной. А считаете ли Вы целесообразным, чтобы эти партии на президентских выборах выдвинули кандидатами в президенты членов своих партий или людей, представляющих эти партии?

И еще у меня один вопрос, скорее уточнение. Встречаясь с нами в Шанхае, Вы сказали или, может быть, пошутили, что создадите оппозиционную партию и даже возглавите ее».

Владимир Путин: «Вы меня затюкали! Кем я вижу себя? Человеком я себя вижу, прежде всего. Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного».

Из внутренних тем обратила на себя особое внимание борьба с коррупцией. Ее затронули сразу несколько журналистов.

Мария Соловьенко, главный редактор газеты «Народное вече»: «Здравствуйте, несравненный Владимир Владимирович!»

Владимир Путин: «Вы меня смущаете…»

Мария Соловьенко, главный редактор газеты «Народное вече»: «Мне очень приятно, женщина должна смущать мужчину. Извините, пожалуйста. Вот кто про что, а я про коррупцию опять».

Владимир Путин: «Если бы люди чувствовали, что кругом одна коррупция, а дел нет, вот это было бы плохо. А дел действительно сейчас становится все больше и больше. Это хороший признак. Посмотрите, что в таможне произошло — практически все руководство уволено, продолжаются уголовные дела, некоторые уже сидят за решеткой».

Без вопросов о Политковской и Литвиненко западные коллеги обойтись, естественно, не могли.

Владимир Путин: «Я вспоминаю не только Анну Политковскую. Она была достаточно острым критиком власти, и это хорошо. Александр Литвиненко был уволен из органов безопасности, до этого служил в конвойных войсках и никакими секретами не располагал.

Он привлекался к уголовной ответственности в Российской Федерации за злоупотребление служебным положением, а именно избиение граждан при задержании, когда был сотрудником безопасности. И за хищение взрывчатки. Но ему дали, по-моему, три года условно. Не было никакой необходимости куда-то бежать».

Путин не склонен преувеличивать и эффективность американской противоракетной обороны, которую они намерены разместить в Чехии, Польше, а также, возможно, на Украине. У России есть достойный ответ.

Владимир Путин: «У нас будут системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развертываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния. Это просто совершенно другая система, потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про иное стратегическое оружие. Оно, как я уже говорил, будет действовать на гиперзвуке, будет менять свою траекторию как по высоте, так и по направлению движения».

Возможен ли некий «газовый ОПЕК» между Россией и Ираном — это вопрос Запада. А из Ирана без обиняков спрашивают, как Путин собирается убедить западных коллег в искренности мирных намерений иранской ядерной программы.

Владимир Путин: «Газовый ОПЕК — идея интересная. Мы подумаем».

Говорили и о шансах Сочи на Олимпиаду-2014.

Владимир Путин: «То, что произошло сейчас, это сбой в электроснабжении, он происходит каждый год. Если Международный олимпийский комитет примет решение в пользу Сочи, то мы, безусловно, справимся с подготовкой всех необходимых сооружений в срок».

Стрелка часов показала, что рекорд продолжительности пресс-конференции побит — три с половиной часа. И вопросов тоже рекордное количество. Путин искал как обычно эффектную концовку, и она нашлась в ответе на вопрос из Сарова — центра русского православия и ядерной техники.

Владимир Путин: «Обе темы близко связаны между собой, потому что и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны».

Немало журналистов, особенно из регионов, почему-то полагали, что это последняя пресс-конференция Путина. Но поскольку президент останется на своем посту до лета будущего года, мы, наверное, еще раз увидим такое впечатляющее событие.

Читайте также