Россияне на архитектурной биеннале получили награду за самоиронию

08.06.2014, 11:08

Видео программы «Сегодня»

В Венеции подвели итоги архитектурной биеннале. Главные призы получили участники из Чили и Южной Кореи.

Российскую экспозицию, которая задумывалась как попытка поирониризовать над собственным прошлым, организаторы выставки неожиданно восприняли всерьез. И отметили особой наградой, узнал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

Это тоже уже исторический экспонат: потолки — 2 метра 30 сантиметров, совмещенный санузел, лифта нет. Все это знают и проклинают российские обитатели хрущёвок. А вот чилийские благодарят судьбу и привозят в Венецию ту плиту, с которой полвека назад у них все начиналось.

Педро Алонсо, куратор павильона Чили: «Конечно, хрущёвки, которые мы переняли у нас, — не великое благо, но и не проклятье. Наша массовая застройка ничего лучшего людям с тех пор не предложила».

За честность чилийцев награждают «Серебряным львом» биеннале, а главная награда — «Золотой лев» — достается корейцам, посвятившим свой павильон не зодческой, а политической теме: КНДР и Южная Корея.

Минсук Чо, куратор павильона Кореи: «Спасибо, конечно, но архитектура для нас здесь была лишь примером, показывающим, в сколь разные края корейцев завели две политические дороги».

В российском павильоне, построенном 100 лет назад Щусевым, по прошествии века подводят итоги в сатирическом жанре «коммерческого Экспо». 20 выдуманных кураторами фирм-однодневок продают 20 главных идей советско-российской архитектуры иностранцам, которые принимают все это за чистую монету.

Компания Estetika Ltd штампует русские избы в шаговой доступности. Метростроевцы — сталинский ампир в Рио-де-Жанейро и Лондоне. Тут же застройщик Financial Solution с подходом, знакомым нынешним москвичам: Военторг, гостиница «Москва» и Шуховская башня. Разрушено все, чтобы построить то же самое, но только лучше.

Дарья Парамонова, куратор российского павильона: «Есть, которые очень смеются и говорят: как-то все смешно. Некоторые пугаются, говорят: господи, это же правда, и это как бы страшно, зачем вы это в Венеции показываете? Мы хотим быть честными по отношению к своей истории, которую нельзя изменить».

Вот и крупнейший итальянский павильон в Венеции — будто урок для России. Важна не грандиозность новой архитектуры, а ее бережное помещение в историческую среду. Если в прежние годы главный архитектурный смотр мира был обращен в будущее, то теперь — в прошлое зодчества, из которого предлагается черпать позабытые идеи.

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также