В мучительных переговорах поставлена финальная точка

13.01.2007, 20:00

Видео программы «Сегодня»

Москва и Минск, наконец, подписали соглашение о цене на российскую нефть. Непонимание было слишком долгим, так сложно переговоры в истории России и Белоруссии еще не проходили.

Москва и Минск, наконец, подписали мучительно давшееся соглашение о цене на российскую нефть. Корреспондент НТВ Дмитрий Новиков наблюдал за финалом интриги.

После подписания соглашения по нефтяной проблеме у членов делегации в переговорном зале случился обоюдный вздох облегчения.

Позади трехдневные встречи, изматывающие консультации, борьба за каждый доллар, разговоры о партнерской надежности, чтобы не подводить Европу, и новые консультации на уровне президентов.

Так сложно переговоры в истории России и Белоруссии еще не проходили. Сырая нефть, вывозимая из России в Белоруссию, будет облагаться вывозной пошлиной. К такой рыночной формуле взаимоотношений с Россией теперь присоединилась и Беларусь.

Михаил Фрадков, председатель правительства РФ: «Фактически, мы в 2007 году будем иметь 53 доллара с каждой тонны поставляемой Белоруссии сырой нефти».

Сергей Сидорский, премьер-министр Белоруссии: «Стороны согласились с установленными жесткими параметрами ответственности за соблюдение этого соглашения в течение трех лет его действия. И каждая сторона оставила за собой право жесткого контроля».

Гипотетически подписи под этим соглашением могли быть поставлены намного раньше. Во всяком случае, Москва более года уверяла Минск в необходимости наладить рыночные соглашения.

Но изначально, как сообщают источники в российской делегации, белорусские коллеги всячески уходили от любых разговоров на тему транзита нефти.

Все то время, пока Минск тянул с переговорами, белорусские предприятия перепродавали дешевую для них российскую нефть европейцам. Российский бюджет недополучал немалые деньги. Соглашение меняет ситуацию.

Алексей Кудрин, министр финансов РФ: «Если Белоруссия на внешней границе хоть одну тонну сырой нефти захочет вывезти, хоть своего производства, хоть нашего, то заплатят здесь 53 доллара и еще 180 — там. Таким образом, ввезенную нефть для переработки в Белоруссии они не могут вывозить в сыром виде».

У Минска, по словам российских переговорщиков, вообще экономика строится не на основе спроса-предложения, а на основе президентских указов.

Несостыковка экономик была, возможно, самой сложной проблемой в ходе переговоров. Рыночный подход к сотрудничеству порой для Минска был совершенно непонятен.

Еще российские переговорщики отмечают, что Москва намеренно пошла навстречу Минску, дабы не навредить ее непростой экономике.

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ: «Теперь в этих переговорах поставлена точка. Это сделано в интересах обеих стран: есть удовлетворение и у России, и у Белоруссии. И, может быть, самое основное, что мы получаем, это стабильные условия поставки российских энергоресурсов вплоть до 2020 года».

На пресс-конференции было заявлено: Россия полностью отстояла свои интересы, хотя не без потерь для репутации — кризис с транзитом нефти озадачил Европу.

Но теперь, как говорят в российском Белом доме, есть возможность сотрудничества с белорусскими коллегами в рамках стабильного правового поля. Теперь в Москве ждут, когда Минск исполнит свои обещания и отменит десятки торговых ограничений для российских компаний.

Напомним, в декабре Россия ввела для Белоруссии экспортную пошлину — 180 долларов за тонну нефти. Минск заявил, что цена его не устраивает, установил свою, неизвестную в международной практике транзитную пошлину — 45 долларов за тонну, и начал забирать нефть из трубопровода «Дружба».

Он быстро встал, и без топлива оказалась уже Европа. Спустя три дня, под давлением России, Минск отменил транзитную пошлину, и на переговоры в Москву приехал премьер Сергей Сидорский.

Договорились вот о чем: Россия снижает экспортную пошлину со 180 до 53 долларов за тонну, причем забирает эти деньги сразу. Условно говоря, на российско-белорусской границе. А Белоруссия вводит единую с Россией экспортную пошлину — все те же 180 долларов.

То есть перепродавать Европе российскую нефть по цене ниже российской Минск больше не сможет.

Читайте также