Должникам создают невыносимые условия

24.12.2006, 19:26

Видео программы «Сегодня»

Долг платежом красен. Тем, кто забыл эту истину, на минувшей неделе громко напомнили, насколько они неправы.

Долг платежом красен. Тем, кто забыл эту истину, на минувшей неделе громко напомнили, насколько они неправы.

Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу сообщило, что направляет в органы погранконтроля данные о тысячах должников для ограничения их прав на пересечение государственной границы. Иными словами, хочешь за рубеж — заплати и лети спокойно.

Речь идет о гражданах, которые не исполнили решение суда о выплате, к примеру, алиментов. Многие, понятное дело, напугались: звонят, обещают задолженности погасить. Корреспондент НТВ Никита Анисимов выяснил, что еще есть в арсенале судебных приставов для воздействия на злостных неплательщиков.

Инспектор ГИБДД Андрей Тубакин на дороге денег не берет. Но на тех, кто остался без денег вполне может составить протокольчик, особенно если такое состояние у гражданина хроническое.

Артем Сапожников, судебный пристав: «На гражданина 18 постановлений вынесено органами ГИБДД на общую сумму 19 тысяч 300 рублей».

Сотрудник ГИБДД сразу теряет интерес к такому неперспективному нарушителю. Зато судебный пристав на месте демонстрирует должнику эффективность работы государственной машины — на примере его собственной.

Артем Сапожников, судебный пристав: «Мы наложим арест на транспортное средство поскольку оно есть в наличии, и эвакуируем его для продажи».

Через десять минут для изъятой в счет долга «десятки» милиционеры подгоняют эвакуатор. А вот злостному неплательщику приходится эвакуироваться самому. Судебный пристав вместо проездного выдает ему заполненную квитанцию.

И хотя за одни такой рейд конфискуют до семи автомобилей — на этой неделе питерские судебные приставы перестали бегать за должниками. Теперь сами неплательщики обивают пороги их кабинетов. В канун Нового года это направление стало самым популярным на туристическом рынке северной столицы.

Ольга Ершова, судебный пристав: «Вот эти папки — это невозвращенные долги. Я не знаю, кто из них хочет уехать за границу, но получится это сделать не у всех».

В толстых папках и стопках писем хранятся долговые дела давно минувших дней. Судебные приставы иногда годами не могут вытребовать алименты, но стоило неплательщиков сделать невыездными, как статистика сразу поправилась.

Артур Парфенчиков, главный судебный пристав Санкт-Петербурга: «Прямо с контрольно-пропускного пункта возвращен был в Россию должник, который в течение 5 лет не выплачивал алименты. Он рассчитался полностью, выплатив 87 579 рублей. Сейчас решается вопрос о снятии запрета, так как должнику надо срочно выехать в Израиль».

Артур Парфенчиков обещает закрыть границу, как минимум, для десяти тысяч петербуржцев. Главный судебный пристав Санкт-Петербурга решился разбудить «спящий закон», который раньше применяли лишь в исключительных случаях.

Артур Парфенчиков, главный судебный пристав Санкт-Петербурга: «Много говорят о правах взрослых мужчин отдохнуть в Таиланде или в Испании. Но все забывают о правах их несовершеннолетних детей. Может матери на новогодний стол ставить нечего?»

Даже на родине знаменитых пряников должникам теперь приходится несладко. Тула и от границы далеко и победнее двух столиц, поэтому здесь судебные приставы не ждут новогоднего туристического бума. Неплательщиков они предпочитают отлавливать по месту прописки.

У провинциальных судебных приставов наступила ударная пора. Чаще всего приходится вручать повестки соседям должников, или, если немного повезет, общаться с родственниками сбежавшего алиментщика. Девушки-приставы этой категории никаких поблажек не дают.

Когда, наконец-то, повезло, то оказалось, что в доме взять нечего — кроме самого должника. Но судебные приставы — не силовая структура, и хозяин бомжатника, так и не отдав долга, в долгу не остался.

Валерий Кочергин, заместитель руководителя службы судебных приставов Петроградского района: «Телефоны не умолкают. Люди звонят, приходят и платят. Откуда деньги достают, не знаю».

В Санкт-Петербурге приставы завалены работой. Они принимают деньги с 8 до 22 часов шесть дней в неделю. Должники хотят получить индульгенцию до Нового года.

Но отмена запрета на выезд снимается в течение 30 дней после фактической оплаты. Получается, что можно заплатить долги и все равно никуда не уехать.